Если почитать статьи западной прессы на тему «почему электромобили становятся всё более популярными», то придётся каждый раз испытывать дежа вю. Потому что ничего нового там не пишут с момента, когда первые электромобили начали продвигаться на современном автомобильном рынке. Хотя основной причиной можно назвать само решение о том, что людей по всему миру необходимо пересадить на «электрички».
Но начнём с горячей новости: британский бренд Jaguar с ноября 2024 года закрыл продажи автомобилей с ДВС в самой Великобритании. Дилеров марки попросили сфокусироваться на обслуживании уже существующих клиентов, поскольку продавать пока будет нечего.
Как ни смешно это звучит, но новых электрических Jaguar не существует, а старые они перестали выпускать. Но на сайте компании есть список «главных преимуществ» перехода автовладельцев на электромобили. Тот самый, который везде — вот он:
- низкая стоимость владения
- экологичность
- удобство зарядки (дома ночью)
- бесшумность мотора
- обеспечение мгновенного ускорения без задержек
- долгое пользование аккумулятором
Про «дома ночью», кстати, не прикол. Это считается плюсом, поскольку основные покупатели автомобилей — это, с точки зрения маркетинга, не люди, а домохозяйства. Имеются ввиду именно дома с гаражом или выделенным для автомобиля местом во дворе, где реально удобно воткнуть на ночь шнур в розетку, а утром с полной зарядкой везти детей в школу, ехать в офис на работу
Конечно, есть и «общественные» зарядные станции, но как использовать это в маркетинге, вдруг там, где живёт покупатель, этих станций в доступе нет?
Так или иначе, низкая стоимость владения в первую очередь связана именно с низкой стоимостью электричества по сравнению с бензином или дизелем, поэтому подчёркивается именно этот аспект. В конце концов, обычную бытовую розетку найти можно точно.
Во-вторую очередь низкую стоимость владения электромобилем связывают с более низкой стоимостью ремонта, поскольку устройство электромобиля довольно простое.
Ну правда, электромобиль — не прорыв в технологиях, первую тележку с электромотором придумали в 1828 году, а через несколько лет уже появился первый электромобиль. А в 1897 году — то есть в конце 19-го века! — в Лондоне появилась первая служба электрических такси.
При соблюдения ряда условий «электричка» вполне выгодна. Например, если:
- не надо ездить на далёкие расстояния
- не надо перевозить тяжелые грузы
- более-менее хорошие дороги
- есть стабильно подаваемое электричество, желательно, не слишком дорогое
- есть определённые преференции для владельцев электромобиля
Последнее тоже важно, ведь многие решили купить «электрички», чтобы использовать довольно внушительные скидки от государства, поблажки по налогам и пр. льготы. Что позволяет сказать, что причиной популярности электромобилей во многих странах стало вмешательство государства.
Надо понимать, что все эти льготы давались не только частным покупателям, но и тем же предприятиям с собственным автопарком, службам такси и пр. А бизнес умеет пользоваться возможностью сэкономить — в итоге спрос на «электрички» всё это время показывал рост.
На все эти льготы, кстати, государства тратят бюджетные деньги, которые потом возвращаются в казну в виде налогов от автопроизводителей, дилеров, выросших платежей за электричество… Да, кстати, поставщики электричества тоже вписались в этот промоушен — с их стороны тоже было немало «специальных предложений» для владельцев электрокаров.
Забавно было прочитать «весомый довод» в пользу перехода на электромобили в одном американском СМИ. Довод был назван «Энергетическая безопасность страны». Там отмечалось, что на транспортный сектор в стране приходится около 70% всего потребления нефти и 30% от общих потребностей в энергии.
«Безопасность» заключается в том, что для производства бензина нужна нефть, а для получения электроэнергии используется больше разных способов — от АЭС и ГЭС до ветряных мельниц. Нефти может и не быть, а уж ветер будет дуть всегда — логика примерно такая.
Хотя если без сарказма, то логика более чем здравая. Поэтому добропорядочные американцы в том числе и по этой причине ставят в гараж свои старые машины и пересаживаются на новые электрокары. Заодно идёт рост авторынка, что влияет на рост экономики в стране
Правда, на фоне такого позитива многие предупреждали, что цены на электромобили в итоге сравняются с тем, сколько стоили традиционные авто. Что и случилось. Так что сейчас производители пытаются брать не ценой и скидками, а «наворотами» в виде разнообразных «помощников», продвинутого ПО, крутых мультимедиа-систем и, конечно, крутого дизайна экстерьера и интерьера.
Некоторые считают, что теперь покупатели переплачивают не за бензин, а за все эти «навороты», и даже стоимость обслуживания выросла за счёт того, что так или иначе всё это требует ухода и ремонта. Да и стоимость электричества понемногу растёт…
Что интересно, мало кто уже говорит об экологии и переживаниях за сохранность планеты, хотя на старте кампании по популяризации «электричек» давили именно на эту тему. Где-то, как мы знаем, заставляют «сокращать» коров, которые портят воздух, так что уже вполне уместным мог стать слоган «Купи электромобиль — спаси корову!»
Это шутка, конечно, но серьёзно относятся к этому доводу сейчас, мягко говоря, далеко не все обладатели электромобилей. Давно уже понятно, что тут слишком много вводных. Те же западные издания признают, что выбросы электромобиля за жизненный цикл разнятся — и часто, например, зависят от региона, в котором живёт владелец такого транспортного средства.
Если говорить проще, то там, где для производства электроэнергии используются относительно малозагрязняющие источники энергии, история одна. Ну, а там, где всё завязано хотя бы на те же ТЭЦ — никаких особых преимуществ, загрязнений даже может быть больше.
Поэтому в общем этот довод про экологичность электромобилей не работает в масштабе даже одной небольшой страны, не говоря уже обо всём мире.
Ну и последний плюс — возможность долго использовать аккумулятор. Производители говорят о том, что современные батареи могут прослужить до 15 лет в умеренном климате, а скоро смогут и больше — технологии не стоят на месте.
Но покупатели первых «электричек» уже столкнулись с тем, что их аккумуляторы пришли в негодность. Так что встал вопрос не только покупки новых аккумуляторов (а это новая заметная трата для владельца «электрички»), но и утилизации этих гигантских батареек.
Пока большая их часть просто лежит на свалках, хотя что-то и перерабатывается. Но тут надо понимать главное — стоимость утилизации аккумуляторов, а также стоимость всех этих научных изысканий так или иначе закладывается в конечную цену товара, что не делает дешевле ни сами аккумуляторы, ни электромобили.
Резюме: вся эта популярность электромобилей в итоге поддерживает сама себя — там, где «снежный ком» уже успел образоваться.
Глядя на статистику, производители делают вывод о высоком спросе, закрывают производство традиционных авто с ДВС, как упомянутый в начале статьи Jaguar, или же, как минимум, сворачивают их продажи на определённых рынках.
Что сейчас важней, искусственные преференции или реальные плюсы — непонятно. Ясно только, что у конечных покупателей в ряде стран просто не остаётся выбора. Так что, наверное, сейчас можно говорить не о противостоянии электромобилей и ДВС, а о противостоянии рынков разных стран.
karen80 # 23 ноября 2024 г. 12:52
Комментарий пользователя удален администрацией сайта