Китайские автомобили — тема постоянных публикаций не только российских СМИ, но также американских и европейских. Китайская экспансия в сложившихся условиях является спасением для российского рынка, поэтому так или иначе поддерживается и властями, и покупателями. А вот в Европе и в США пытаются с китайским влиянием бороться — по мере возможностей. Китайцы же придумывают, чем ответить.
Европа решает, Америка делает
Как известно, в ЕС до 30 октября должны решить, следует ли повышать тарифы на электромобили, ввозимые из Китая. Речь о пошлинах, которые появятся как добавка к существующему 10-процентному тарифу — пока рассматривается прибавка от 9% до 35,3% на 5 ближайших лет.
Иногда отмечается, что Европа в этом решении идёт по пути США (или даже следует её указаниям). Но обсуждаемые цифры значительно ниже того, что были утверждены в Северной Америке (в США и Канаде). Там сразу надо умножать на два, то есть пошлины равны 100%.
Собственно новые правила, объявленные ранее, вступили в силу в США с 27 сентября 2024 года. На китайские электромобили пошлины подняты с 25% до 100%, а на аккумуляторы и их компоненты для электромобилей — с 7,5% до 25% (список, на самом деле, большой, но мы говорим об автопроме).
Американская статистика говорит, что с 2018 года импорт китайских электромобилей в струну вырос с 7,2 млн до 388,8 млн долларов. Правда, это не так и много, если смотреть шире — всего 2% от всего импорта. Но это решение о повышении пошлин можно считать «привентивным ударом».
На самом деле местные автопроизводители (и, видимо, часть импортёров) боятся, что дешёвые китайские электромобили могут наводнить американский рынок — и тогда будет уже поздно. Стоимость «китайцев» примерно в 3−4 раза меньше аналогов и этот факт называют свидетельством специальной государственной китайской программы.
Не спешите иронизировать, ведь оно по сути так и есть. Китайский автопром имеет множество льгот и государственных дотаций — именно за счёт этого автомобили made in Сhina стали покорять все доступные рынки.
Only business — только на другом уровне, государственном.
Чем закончится эта американская история — пока непонятно. Вообще это решение с пошлинами приписывают к предвыборным PR-акциям, но в данном случае нам это не так важно. Основная критика решения американских властей ограничить доступ китайским электромобилям в страну принадлежит, как ни странно, именно местным автопроизводителям.
Всё потому, что «под санкциями» ещё много полезного, что ввозится именно из Китая и без чего американскому автопрому тоже не обойтись. Главным образом речь идёт о минералах, используемых в производстве аккумуляторов. А там как раз сейчас рассматривают ещё и возможность повышения пошлин на вольфрам, поликремний и кристаллические пластины из Китая.
Российский путь Европы
Но вернёмся в Европу. Можно также сказать, что Европа идёт по российскому пути — возможно, не специально, но сходство есть, и вот в чём оно заключается. Китайцы, готовясь к тому, что решение о повышении пошлин в любом случае будет принято (а говорится об этом уже давно), решили, что надо делать машины прямо в Европе.
Согласитесь, понятное нам решение — у нас китайцы тоже стараются локализовать производство, чтоб обойти вопросы с теми же таможенными пошлинами.
Так вот, уже практически достроен завод BYD в венгерском Сегеде. При этом компания уже объявляла, что строит сборочный завод в Турции. К 2026 году там планируется наладить производство «электричек» и «гибридов» — конечно, для продажи в Европе. Турция не является членом ЕС, но у страны есть торговые соглашения с ЕС — авто оттуда не облагаются пошлинами.
Chery планируют открыть производство электромобилей в Барселоне. Не очень известный у нас Leapmotor договорился о партнёрстве с гигантским Stellantis (Peugeot, Fiat, Opel) и запускает производство электромобилей в Европе уже этой осенью.
Geely, владеющий шведским Volvo с заточенным под «электрички» брендом Polestar, тоже заявил о планах по производству электромобилей в Европе. Кстати, у этого китайского бренда уже есть производство в США, в в Южной Каролине — внедорожники оттуда везут в Европу.
Согласно теперь уже европейской статистике, на китайские бренды пришлось 3,7% всех проданных в Европе электромобилей в 2023 году. Если посмотреть всего на 4 года назад, то там было только 0,4% доли рынка — тренд показательный, понятно, почему чиновники в Европе испытывают опасения.
К слову, есть и те, кто считает, что такая ситуация на пользу Европе. Перенос китайского производства ближе к рынку пойдет на пользу обеим сторонам.
Звучит иронично, но местные СМИ отмечают, что китайцы, экономя на пошлинах, предоставят европейцам рабочие места и доступ к передовым технологиям.
Впрочем, есть и ещё один взгляд на эту ситуацию. Многие считают, что такой интерес китайского автопрома к Европе связан не только (и не столько) с пошлинами на готовые авто, сколько являются инициативой европейских же брендов, использующих китайские комплектующие.
Такие европейские производители могут сократить и расходы, и возможные риски, связанные с доставкой из Китая. И если говорить именно о новых производствах, которые открывают в Центральной и Восточной Европе, то плюсы отмечаются такие — есть свободная земля (где строить) и сравнительно недорогая рабочая сила (кому работать).
Так что повышение пошлин для Европы может стать как плюсом, так и минусом. Осталось дождаться решения. Хотя, очевидно, что вне зависимости от итогов китайские компании будут продолжать свою экспансию — несмотря на разговоры о «несправедливости» и неравных условиях в работе европейских производителей и «сбивающих цены» при поддержке государства китайских компаний.