Как известно, сейчас многие автопроизводители активно проводят электрификацию своих модельных линеек, причём, многие из них уже в ближайшие несколько лет намерены полностью отказаться от выпуска машин с традиционными ДВС и гибридомобилей.
Научно-технический прогресс — это, конечно, хорошо, но в данном случае у него есть и негативные моменты. Самый главный из них на сегодня — глобальные изменения в том сегменте рынка труда, где располагается производство электромобилей.
Дело в том, что выпуск машин «на батарейках» — особенно, с использованием новейших технологий — требует гораздо меньше трудовых затрат, чем производство обычных автомобилей. Соответственно, число рабочих мест на автозаводах, с конвейеров которых сходят электромобили, будет существенно сокращено.
Здесь нужно отметить, что эксперты Ford Motor Co. и Volkswagen Group AG уже подсчитали: для выпуска электромобилей нужно на 30% меньше рабочих, чем для производства машин с традиционными ДВС.
Например, на изготовление электродвигателей и аккумуляторных батарей электромобиля требуется на 40% меньше трудозатрат, чем на производство мотора и трансмиссии для обычной машины.
Поэтому, руководство Ford Motor Co. уже объявило о возможном сокращении 8 000 сотрудников, работающих на всех заводах знаменитой заокеанской корпорации.
Масла в огонь подлили аналитики из Института международной экономической политики Вашингтона. Они подсчитали, что к 2030 г. только в автопроме США может быть сокращено не менее 75 000 рабочих мест — правда, при условии, что доля продаж электромобилей на американском рынке достигнет 50%.
Всего же при переходе всего мирового автопрома на выпуск электромобилей к 2030 г. рабочих мест лишатся, самое меньшее, 630 000 человек. Это касается не только самих автопроизводителей, но также сторонних фирм, производящих запчасти, расходники и детали для тюнинга.
Правда, не менее 580 000 из этих уволенных сотрудников смогут переучиться и вновь трудоустроиться — на предприятия, производящие аккумуляторы, микроэлектронику и зарядные станции.
Кроме того, для работы на последних, количество которых в цивилизованном мире непрерывно растёт, также требуется квалифицированный персонал.
Интересно, что в России производство электромобилей, которое должно начаться уже в нынешнем году, приведёт к обратному эффекту: на МЗА «Москвич» и липецком заводе «Моторинвест» вполне могут появиться новые рабочие места.
Новые сотрудники, вероятно, также понадобятся и предприятиям государственной корпорации «Ростех», на которых она намерена выпускать тяговые аккумуляторы и прочие агрегаты для электромобилей.
Разумеется, количество таких рабочих мест будет исчисляться не десятками тысяч. Однако, можно надеяться на то, что, благодаря всем этим предприятиям, какое-то число людей всё же сможет сняться с учёта в центрах занятости и получить работу.