Мы продолжаем наш рассказ о том, как подготовить автомобиль к дальнему путешествию, чтобы не испортить себе впечатление от отпуска в «Бархатный сезон».
Как и было обещано вчера, разговор пойдёт об одном из краеугольных камней безопасной езды — приводном ремне газораспределительного механизма.
Итак, ресурс ремня ГРМ составляет от 50 000 до 80 000 км — это зависит от марки автомобиля. Правда, в последнее время появились афтермаркетовые ремни которые служат 90 000 — 150 000 км.
Они несколько дороже обычных, но их увеличенный ресурс нивелирует разницу в цене. Поэтому, если настало время сменить ремень ГРМ, то лучше купить усиленный — это поможет сэкономить время и деньги, особенно, если приходится много ездить.
Важный момент: ремни ГРМ всегда продаются в комплекте с натяжными роликами. Но бывает так, что продавцы (особенно, на авторынках) предлагают только сами ремни, уверяя, что ролики можно не менять.
Этого делать ни в коем случае нельзя — рабочая поверхность натяжных роликов делается из пластика, а он имеет свойство притираться именно к тому ремню, вместе с которым установлен. То же происходит и с прилегающей к ролику поверхностью ремня.
Если установить новый ремень со старым роликом, их поверхности будут не совпадать, что может привести к перекосам и, соответственно, преждевременному износу ремня.
Более того, ремень может даже перескочить на зубцах шкивов, а это чревато крупными неприятностями — такими же, как при обрыве ремня. При этом случается вот что: коленвал продолжает вращение, а распредвал останавливается — его же крутит ремень, а он перескочил или порвался.
В итоге поршни, соединённые шатунами с коленвалом, успевают сделать несколько движений от верхней до нижней мёртвой точки. При этом клапаны остаются в неизменных положениях и те, которые открыты, получают удары от пришедших в верхнюю мёртвую точку поршней.
Это приводит к деформации тарелок и штоков клапанов — особенно, в 16-клапанных моторах. Если на таком движке не стоят специальные «безвтыковые» поршни, донышки которых имеют выемки в местах возможной встречи с тарелками клапанов, такая беда случится обязательно. Итог — дорогостоящая замена всего механизма ГРМ, а часто и задранных от ударов поршней.
Чтобы обезопасить себя от такой неприятности, следует не слушать недобросовестных торговцев запчастями, а приобретать и устанавливать только ремни ГРМ, идущие в комплекте с натяжными роликами.
Можно ли самостоятельно определить степень износа ремня ГРМ? Да, причём, для этого не нужно снимать крышку и осматривать сам ремень. Поможет приводной ремень генератора, ресурс которого почти одинаков с ремнём ГРМ. Если он начал лохматиться или на его поверхности появились трещины, значит то же самое (но в несколько меньшем масштабе) происходит и с ремнём ГРМ.
А как быть тем, у кого автомобили имеют цепной привод ГРМ? Цепь и её натяжители имеют гораздо больший ресурс, чем ремень и ролики — от 100 000 до 300 000 км (есть и детали со сроком службы, соответствующим ресурсу двигателя). Но и платить за их покупку с установкой приходится существенно больше.
Износ цепи ГРМ может определить даже неопытный автомобилист. Делается это на слух: изношенная цепь при работе мотора на холостых оборотах издаёт характерный металлический рокот, который переходит в резкий треск при увеличении оборотов.
При этом мотор начинает сильно вибрировать на холостых — это чувствуется даже в салоне автомобиля. Стёкла всех зеркал от такой вибрации мелко дрожат — так, что рассмотреть в них сто-либо почти невозможно.
Ещё износ цепи ГРМ проявляется при резком нажатии на акселератор — из выхлопной трубы идёт такой же тёмно-серый или чёрный дым, как на неисправном дизеле. Но следует помнить, что подобная «коптилка» появляется и при сбитом зажигании.
Растяжение и перескоки изношенной цепи приводят к нему, но это — не единственная причина. Поэтому, если автомобиль при каждой прогазовке желает прикрыться дымовой завесой, следует немедленно отправляться в сервис для выявления и устранения неполадок.
Наконец, следует помнить, что ресурс ремня или цепи (в меньшей степени) ГРМ зависит от условий эксплуатации. Ежедневное ползание по городским пробкам или постоянные грязевые и пылевые ванны просёлков непременно сократят срок жизни привода распредвала.
Одним словом, проверка состояния привода газораспределительного механизма — не такое уж и сложное дело. Просто нужно помнить срок его службы и способы определения состояния, о которых мы сегодня рассказали.
А вот с самой главной составляющей безопасной эксплуатации автомобиля — тормозами — дело обстоит куда сложнее. О том, к каким проблемам может привести износ тормозных колодок, и как их избежать, мы расскажем завтра.