В кризисные периоды времени, к сожалению, «всплывают» проблемы, о которых люди успевают забыть в нормальные времена. Сейчас, когда автомобильная промышленность по сути остановилась и только начинает немного возвращаться к производству, внимание будущих автовладельцев обращено к вторичному рынку. Где их уже ждут не самые честные продавцы.
На ставший снова актуальным вопрос «Как избежать обмана при покупке автомобиля с пробегом?» ответил сервис «Автокод», собрав 8 способов обвести вокруг пальца неопытного покупателя. На что же стоит обратить внимание, если пришлось прибегнуть к покупке автомобиля «с рук»?
Проблемы могут быть нескольких типов и связаны они будут с пробегом автомобиля, с ПТС и другими документами, с целостностью машины и попыткой скрыть дефекты, а также с юридической чистотой.
1. Скрученный пробег
Скручивание пробега в какой-то мере стало нормой — вряд ли вообще на вторичном рынке есть машины, у которых не было такого рода вмешательства. Если только сильно повезёт и автовладелец будет продавать свой сравнительно новый автомобиль по каким-то личным причинам.
В некоторых странах налоги рассчитываются с учетом пробега — если речь идёт о покупке иномарки из такой страны, а на счётчике совсем небольшие цифры, то скорей всего пробег скручен. Но в общем простота «процедуры» подталкивает к этому почти всех, поскольку небольшой пробег — причина поднять ценник. Технически же скуутить пробег сегодня, как говорится, «ноу проблем».
2. Проблемы с ПТС
Отсутствие оригинального ПТС (в том числе — только начилие дубликата) практически всегда означает, что с автомобилем какие-то проблемы. Либо у машины было больше шести владельцев и в документе не осталось места, либо ПТС не получен на таможне (может быть, речь идёт о контрабанде), либо ПТС забрал банк, у которого автомобиль в залоге. Ну или машина вообще числится в угоне.
Наличие оригинального ПТС, впрочем, тоже не даёт гарантий — на ней могут стоять запчасти от угнанных машин. Также, например, на проблемном авто могут ездить без регистрации в ГИБДД, чем часто занимаются перекупы. Проблемы с ПТС часто становятся признаком и других мошеннических схем, которые будут упомянуты ниже.
3. Автомобиль с дефектами
Здесь стоит обратить внимание на то, что многие продавцы хитрят. Если автомобиль был в серьезном ДТП, например, и у него есть серьёзные проблемы с двигателем, трансмиссией
В итоге покупатель как бы с пониманием отнесётся к ситуации, обрадуется скидке и решит, что сделал выгодное приобретение. А затем вложит ещё столько же денег в реальный ремонт. Поэтому стоит соотносить величину скидки и видимые недочёты. Никто не будет продавать машину дешевле, чем мог бы, из-за пары царапин — тогда уж правильней с точки зрения бизнеса прибегнуть к небольшому кузовному ремонту и запросить нормальную стоимость.
4. Автомобиль с ограничениями
Откуда берутся ограничения и запрет на регистрационные действия? Они появляются, когда у владельца есть коммунальные долги, штрафы ГИБДД, кредиты или же несовершеннолетние дети, на содержание которых нужно выплачивать алименты.
В том же списке — различные имущественные споры, когда автомобиль может перейти другому лицу по решению суда, поэтому его и спешат продать. Тут лучше следовать правило, которое уже упомянуто выше — если у продавца на руках только дубликат ПТС, то скорей всего оригинал находится у другого участника имущественного спора, а стало быть такая покупка принесёт только проблемы.
5. Машина с обременениями
Ситуации чем-то похожи, потому что речь идёт о залоге, кредите, аресте или аренде. Машина может быть куплена в кредит и принадлежать по факту банку, которые выдала кредит. Или же автомобиль является гарантией выплаты займа, скажем, при получении «быстрых» денег. И снова обращаем внимание на отсутствие оригинального ПТС — обычно он забирается в залог.
«Попадалово» заключается в том, что после продажи того же кредитного авто продавец, конечно, платить кредит за него не будет. Понятно, что и взят кредит на какое-то подставное лицо. В этом случае банки объявляют автомобили в розыск, а затем забирают их у новых владельцев. Так что покупатель в этом случае теряет и деньги, и машину.
6. Автомобиль в угоне
Есть несколько схем, когда угнанный автомобиль возвращается «в оборот» почти полноценно, даже с неподдельными документами. Например, машина покупается в Европе в кредит по «левым» документам и перегоняется в нашу страну. Затем на кредит «забивают» — пусть какой-нибудь немецкий банк ищет несуществующего покупателя. В России же машина спокойно ставится на учёт.
Также угонщики перебивают номера шасси, используя в качестве «донора», скажем, автомобиль после серьезного ДТП. Они снимают часть кузова с номером и приваривают к краденому авто. Или же ещё вариант — создание машины-двойника, когда угнанное авто получает номер от другой, вполне реальной, машины.
7. Машина после такси
В данном случае нет каких-то особо хитрых махинаций, просто продавец умалчивает тот факт, что автомобиль использовался в качестве такси. Считается, что при эксплуатации машины в качестве такси один год идет за три, так что капитальный ремонт требуется уже после пары-тройки лет. Больше всего страдает подвеска, мотор и сцепление — проблемы с ними при визуальном осмотре, конечно, не выявишь.
А вот всё, что заметно визуально — приводят в порядок: рихтуют изношенные детали, надевают чехлы на сиденья, полируют переднюю панель, подкрашивают крышу на месте шашек, ну и скручивают пробег, конечно. Запрашивают за такую машину рыночную цену, даже не давая повода подумать, что автомобиль работал в качестве такси.