На днях поклонники отечественных мотоциклов отметили юбилей — 90 лет назад, 17 сентября 1929 г. были выпущены первые мотоциклы «Иж».
Самыми интересными из них были именно первые образцы — «Иж-1» и «Иж-2», разработанные талантливым инженером и настоящим энтузиастом мотодела Петром Можаровым. И надо сказать, что эти мотоциклы во многом были передовыми — некоторые их технические решения опередили время.
Во-первых, это компоновка — двигатели на «Иж-1» и «Иж-2» устанавливались с продольным расположением коленвала и работали в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом.
Такое решение с 1923 г. использовалось на мотоциклах BMW, но П. Можаров отказался от оппозитного расположения цилиндров в пользу V-образного — в этом случае «котлы» не могли задевать за неровности того, что в тогдашнем СССР считалось дорогами. Кроме того, они лучше охлаждались — их оребрение меньше забивалось грязью.
Второе — характеристики тех двигателей. При объёме в 1,2 л. эти 4-тактные моторы развивали мощность в 24 л. с. — такую же, как малолитражные автомобили. Это позволяло большим и тяжёлым аппаратам уверенно ехать по офф-роуду и везти при этом немалый груз.
Особенно хорошо это получалось у «Иж-2», снабжённого системой принудительного охлаждения и приводом на колесо коляски. Он был настолько тяговитым, что его коляску даже сделали 2-местной (у «Иж-1» — 1-местная).
Оба мотоцикла имели одинаковые массивные рамы, штампованные из стального профиля и лишённые задней подвески. Кстати, в нижних перьях задней вилки П. Можаров разместил глушители, что было, пожалуй, единственным недостатком конструкции.
Дело в том, что качество бензина и масла в то время было, мягко говоря, неважным. Это приводило к образованию большого количества нагара, для чистки от которого глушители требовалось снимать, а тут это было невозможно.
Второй минус такой конструкции: как известно, 5,5% выхлопных газов составляет водяной пар. На заглушенном и остывающем мотоцикле его остатки конденсируются в глушителях, что приводит к образованию на их внутренней поверхности коррозии. А ведь у первых «Ижей» это были несущие части рамы.
Зато П. Можарову удалась передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной. Её идею конструктор позаимствовал у немецкого мотогения Эрнста Нойманна-Неандера, с которым познакомился во время стажировки в Германии. Вилка прекрасно отрабатывала все неровности и не вызывала «шимми» на высокой скорости.
Кстати, о скорости… «Иж-1» и «Иж-2» без коляски разгонялись до 65 км/ч, что очень прилично с учётом их веса в 300 кг, но маловато для других мотоциклов тех лет. Но они создавались не для побития рекордов: П. Можаров при конструировании ориентировался, в первую очередь, на их использование в качестве транспорта — были даже спроектированы грузовая коляска и прицеп.
К сожалению, возможности мотосекции оружейного «Ижстальзавода», ставшей потом самостоятельным предприятием по выпуску мотоциклов, не позволили развернуть серийный выпуск этих аппаратов — очень подходящих для дорожных условий СССР, но сложных в производстве.
А ведь эти мотоциклы были одними из лучших во II Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 г. Тогда они, без особых проблем, проехали 3 300 км от Ижевска до Москвы (почти весь маршрут состоял из грунтовок), причём, отправились в пробег необкатанными и с неотрегулированными карбюраторами.
Но П. Можаров всё-таки стал одним из создателей 1-го советского серийного мотоцикла. Это произошло чуть позже — на ленинградском заводе «Красный Октябрь», где он и его коллеги разработали лёгкий мотоцикл «Л-300» (ставший потом серийным "Иж-7") на основе немецкого DKW Luxus 300 — одного из лучших европейских байков тех лет.
Вот так началась история ижевских мотоциклов. Их серийное производство в столице Удмуртии стартовало в 1933 г., а завершилось в 2008 г. За это время «Ижи» разошлись тиражом, превышающим 11 000 000 экземпляров, многие из которых до сих пор на ходу и не собираются в утиль.
Более того, производство доработанной модели «Иж Планета-5» продолжается до сих пор. Правда, оно перекочевало за рубеж — эти мотоциклы выпускает небольшая фирма в Турции.
А в столице Удмуртии, на набережной реки Иж, установлен памятник творению П. Можарова — выполненная в натуральную величину бронзовая копия мотоцикла «Иж-1», пусть и не ставшего серийным, но зато самого первого.