Электрофикация автомобилей выгодна больше всего Китаю, хотя и считается, что «зелёная повестка» — детище новой западной идеологии. Инновации в китайском автопроме напрямую связаны с тем, что в Китае сразу сделали ставку на электромобили и новые технологии — вместо того, чтобы пытаться обогнать кого-либо в создании автомобилей с ДВС.

китайский автопром

Национальные приоритеты

Именно конкурентоспособность электромобилей объявило в своё время национальным приоритетом правительство КНР. Такая «линия партии» прослеживается с середины «нулевых». Тогда в Китае решили, что местные производители вряд ли смогут конкурировать на мировом рынке, полагаясь на технологию двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Перед этим была осознанна другая проблема — зависимость от зарубежных автомобильных технологий. Чему не приходится удивляться, конечно — собственно, вся китайская промышленность поднялась исключительно на переносе западных производств в Китай с его дешёвой рабочей силой.

Это привело к получению не только определённого опыта, но и денег — экономических возможностей для дальнейшего, уже независимого роста. В этот момент китайские лидеры и увидели в электромобилях возможность для прорыва. Как бы пафосно это не звучало, но продвижение электромобилей для Китая — это путь к национальной энергетической безопасности, поскольку это независимость от поставок нефти и закупки ДВС.

Собственно, понимание этого факта — не просто журналистские умозаключения. Об этом пишут вполне серьёзные исследователи, об этом можно прочитать в тх же отчётах ITIF (американский исследовательский институт), который неоднократно признавался ведущим в мире аналитическим центром по политике в области науки и технологий.

китайский автопром

В США, как и в Европе, это стремление Китая к лидерству в сегменте электромобилей ставят в один ряд со стремлением КНР к лидерству в области искусственного интеллекта, аэрокосмической отрасли, биотехнологий, ядерной энергетики, полупроводников и высокоскоростных железных дорог — вот прямо такой список. И всё это — ради укрепления «национальной мощи».

Именно поэтому китайская индустрия электромобилей сразу же, на старте, получила значительную государственную поддержку — то, на что теперь и «жалуются» США и ЕС, вводя заградительные пошлины на китайскую продукцию, в том числе электромобили.

Цена науки

Получив поддержку государства (и в определённом смысле под его руководством), китайские компании, занимающиеся производством электромобилей и аккумуляторов, вложились и в научные изыскания, причём в более чем прикладные. Поэтому в сфере производства тех же аккумуляторов китайские производители сейчас «впереди планеты всей» .

Некоторые стартапы уже работают над аккумуляторами, которые могут обеспечивать запас хода до 2000 километров. Учитывая, что стоимость аккумулятора составляет до 40% от цены электромобиля, лидерство Китая в производстве этих устройств даёт местным производителям заметное конкурентное преимущество.

китайский автопром

Более того, китайские компании занимают передовые позиции и в других направлениях транспортных технологий. Инновационные подвески, внедрение цифровых функций (те же автономное вождение и голосовое управление), сенсорные экраны и мультимедиа-системы вообще — список большой.

Само производство тоже стало инновационным, то есть, если переводить на нормальный язык, оно стало проще и экономичней — для этого инновации и придумываются. И это не только автоматиация сборочных линий, к примеру — этто ещё и новые методы литья алюминия под давлением и т. п.

А это значит, что итоговая продукция китайского автопрома (и не только автопрома, конечно) становится дешевле. Так что, как бы не жаловались западные специалисты на китайскую «не честную» господерржку, дело уже не только в ней.

Китайские производители электромобилей ускоряют внедрение инновационных технологий в свою продукцию. В том же ITIF, проанализировав статистику, говорят, что китайские компании разрабатывают и выводят на рынок новые модели автомобилей на 30% быстрее, чем традиционные американские, европейские и японские автопроизводители.

китайский автопром

При этом качество и «крутизна» (в плане инноваций и всяческих «наворотов») электромобилей от таких ведущих китайских брендов, как BYD, Li Auto и Xiaomi, всё чаще превосходят предложения таких компаний, как Tesla или BMW, которые считались признанными лидерами в этом вопросе.

Главное — система

Вернёмся к науке. Австралийский институт стратегической политики (ASPI) выявил, что 65,4% высокоэффективных публикаций по электрическим аккумуляторам принадлежит китайским институтам (у США на втором месте — 11,9%). Доля патентов китайских компаний в области электродвигателей и связанных с этим технологий выросла в 11 раз — с 2,4% до 26,9% (это за период с 2019 по 2020 год).

Считается, что технология литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторов была изначально разработана в США, но там решили, что это быстро не окупится. Идею подхватили в Японии и Южной Корее, где и начали производить более-менее массовые «электрички».

Однако за последние 20 лет лидерство перешло к китайским компаниям CATL, FDB и BYD, которые усовершенствовали и оптимизировали технологию LFP-аккумуляторов.

Но что ещё важно — Китай стал доминирующим рынком как для производства, так и для продаж электромобилей. Ожидается, что по итогам 2024 года в Китае будет продано 11,5 млн новых электромобилей (по сравнению с 3,3 млн в Европе и 2,7 млн ​​в остальном мире). Аналитики ожидают, что к 2030 году на электромобили будет приходиться более 70% годовых продаж ТС в самом Китае.

китайский автопром

При этом по данным на 2022 год на долю китайских производителей приходилось 62% всех электромобилей, произведенных в мире. Тут аналитики ожидают, что общий объём производства всех видов электромобилей в Китае превысит 10 млн единиц уже по итогам заканчивающегося 2024 года.

По данным на конец 2023 года Tesla занимала 19,9% мирового рынка электромобилей, за ней следуют китайские компании BYD с 17%, GAC Aion с 5,2%, SAIC-GM-Wuling с 4,9% и Volkswagen с 4,6%. Но аналитики уверены, что к концу 2024 года BYD превзойдёт Tesla и станет крупнейшим производителем электромобилей.

Ну и «зацикливает систему» тот факт, что Китай практически полностью обеспечивает себя нужным сырьём. Например, добывает более двух третей мирового графита и 18% лития. В целом Китай добывает 60% всех редкоземельных металлов, ежегодно добываемых в мире, а китайским компаниям принадлежит почти половина мировых рудников кобальта и четверть рудников лития.

Этой первая часть статьи. А вот её вторая часть.