На автомобильном рынке нашей страны, изрядно съёжившимся после введения санкций, могут появиться совершенно новые для него марки — в том числе, из Ирана.
Вчера мы уже рассказали о возможности того, что выпущенные в этой ближневосточной стране автомобили могут не только появиться в России, но даже получить хорошо известные у нас марки «Победа», «Волга» и «Москвич».
Здесь следует отметить, что иранские машины уже известны в нашей стране: в 2006—2011 гг. у нас продавались седаны Samand фирмы Iran Khodro (IKCO).
Эти автомобили, представляющие собой усовершенствованные копии модели Peugeot-405 1997 г., пусть и не получили широкого распространения, но пользовались уважением у российских водителей.
Во-первых, иранцы предлагали за относительно небольшие деньги автомобиль с просторным салоном, вместительным багажником, мощным по тем временам мотором и весьма неплохим уровнем комфорта.
При этом Samand’ы ещё отличались высоким качеством изготовления и сборки, а также весьма высокой стойкостью к коррозии. Одним словом, автопроизводитель из Ирана в их лице предлагал всё то, чего не было, нет и, по всей видимости, ещё долго не будет у того же «АвтоВАЗа».
В самом Иране эти автомобили массово выпускались в 1992—2020 гг. Их сборка также велась в Беларуси, Азербайджане, Венесуэле, Китае, Сирии и Сенегале. Затем производство этих очень удачных машин прекратилось из-за того, что их двигатели было невозможно модернизировать так, чтобы они соответствовали экологическому классу «Евро-5».
А что сейчас может предложить России иранский автопром? Например, в бюджетном сегменте возможно появление компактного седана Saipa P90 (на трёх фотографиях ниже), представляющего собой основательно переделанный Renault Logan 1-го поколения.
Его производство (кстати, локализованное в Иране на 85%) началось в тот же год, когда прекратился выпуск модели Samand и весьма успешно продолжается до сих пор.
Если качество Saipa P90 не отличается от того, каким располагает старый Renault Logan, то этот автомобиль просто обречён на успех у небогатых российских водителей, в кругу которых «Логаны» пользуются заслуженной популярностью.
Но это возможно только в том случае, если Saipa P90 будет продаваться в нашей стране по гуманным ценникам. А они вряд ли будут таковыми, иначе все те кошмарные создания, что производит «АвтоВАЗ», все эти Lada Granta Classic'22, просто не будут востребованы российскими автомобилистами.
Поэтому наши «власти предержащие» обязательно станут поддерживать Волжский автозавод, прикрываясь громкими фразами об импортозамещении, за которыми, впрочем, стоит крайне мало реальных дел.
«АвтоВАЗ» же, пользуясь этим, продолжит выставлять в салонах своих дилеров поделки, которые мало того, что убогие по оснащению, так ещё и откровенно опасные для своих же ездоков. И эта ситуация улучшаться не будет — отсутствие здоровой конкуренции на прогрессе сказывается отрицательно.
Но хватит о грустном — лучше посмотрим, что ещё может предложить России иранский автопром. На сегодняшний день в этой стране насчитывается более 25 автопроизводителей, выпускающих легковые автомобили, грузовики и автобусы, а также различную спецтехнику.
Среди этих фирм есть не только местные — многие из них являются совместными предприятиями, организованными в сотрудничестве с такими автопроизводителями, как Peugeot, Citroen, Volkswagen, Nissan, Toyota, KIA, Chery, Dongfeng и др. Ежегодно они производят более 1 600 000 единиц только легковушек, объём выпуска которых постоянно растёт.
Одним словом, иранские фирмы вполне способны занять многочисленные пустые места, образовавшиеся в различных сегментах авторынка России. Но там их ждут грозные конкуренты из Китая, которые всерьёз намерены стать его основными игроками.
Да, это именно так, хотя, на первый взгляд, мнение многих экспертов о том, что Россия будет очень тесно сотрудничать с китайским автопромом пока не оправдалось. Да, сейчас переговоры с автопроизводителями из Поднебесной о поставках их техники в нашу страну и о локализации её производства в России идут далеко не так быстро и успешно, как ожидалось.
Однако же, они не стоят на месте — прямым подтверждением этому служат последние новости от фирмы Tank, входящей в концерн Great Wall Motor. Но в рукавах автопроизводителей из Китая припрятаны и другие козыри, о которых мы расскажем в следующий раз.