Согласно статистическим данным, на сегодня в России насчитывается чуть больше 2 400 000 (5% от всего автопарка) легковушек, оснащённых дизельными двигателями. Их основную массу составляют внедорожники, кроссоверы и пикапы.
Эксплуатация таких автомобилей зимой имеет свои нюансы. Наш сегодняшний рассказ — именно о них, а также о том, как ездить на дизелях в морозы, не испытывая при этом никаких затруднений. Особенно он важен для тех водителей, которые приобрели дизельные автомобили совсем недавно.
Сначала поговорим о топливе для дизельных моторов или, проще говоря, о солярке. Дело в том, что при отрицательных температурах содержащийся в ней парафин кристаллизуется.
Образовавшиеся кристаллы оседают на дно топливного бака и при попытке запуска двигателя забивают топливный фильтр — завести мотор при этом становится невозможно.
Парафиновый осадок в постоявшей на морозе летней солярке
Напоминаем, что эксплуатация дизельного автомобиля на летней солярке допустима при температуре воздуха не ниже 0 градусов. В морозы до -30 градусов нужно заправляться зимней соляркой, а если столбик термометра опускается ещё ниже — то арктической.
На различных интернет-сайтах, посвящённых автомобилям, можно часто встретить такой совет по зимней эксплуатации дизельных машин: использовать в небольшие морозы летнюю солярку, разбавляя её небольшим количеством бензина.
Так вот, делать этого категорически нельзя — такая смесь, как и чистая летняя солярка, будет давать сильный осадок парафина, а также застывать в баке и топливопроводе. При этом, разумеется, нормальная подача горючего в агрегаты топливной системы станет невозможной.
Топливный насос высокого давления
Поэтому подобные «занятия алхимией» обязательно приведут к поломке топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок двигателя. Стоят все эти агрегаты, а также запчасти для них очень дорого — их ремонт или полная замена, что называется, влетят в копеечку.
Следует также уделять пристальное внимание качеству приобретаемой солярки. В нашей вороватой стране сейчас не редкость такие ситуации, когда на АЗС выдают летнее дизтопливо за зимнее, а зимнее — за арктическое.
Поэтому заправляться нужно только на проверенных АЗС и ни в коем случае не заезжать на заправки, где предлагают горючее по заниженным ценам — скорее всего, там «впаривают» любящим халяву автомобилистам не подходящую к сезону солярку.
Кроме того, зимой следует чаще, чем обычно, менять топливный фильтр и сливать воду из фильтра-отстойника. Даже в качественной зимней солярке парафин будет понемногу кристаллизоваться, постепенно забивая фильтр и топливную магистраль, которые могут от этого выйти из строя.
ТНВД и форсунки также могут выйти из строя из-за применения неправильно подобранного моторного масла. Следует использовать именно ту смазку, которую рекомендует для зимней эксплуатации дизельного автомобиля его производитель. При этом менять масло в морозы нужно чаще, чем при плюсовых температурах — через 8 000 — 9 000 км пробега.
Дизельный двигатель с турбонаддувом
Особенно чувствителен (даже больше, чем двигатель) к подбору и качеству моторного масла турбонаддув, которым оборудовано большинство современных легковых дизелей. Кроме того, нельзя забывать о том, что во время работы его турбина сильно нагревается, заодно, существенно повышая температуру мотора.
Поэтому, если при отрицательной температуре воздуха заглушить дизельный автомобиль сразу после остановки, это может привести к слишком быстрому остыванию силового агрегата. Оно, в свою очередь, вызовет термические деформации деталей головки блока цилиндров и механизма турбонаддува.
Они непременно появятся даже в лёгкий морозец и будут постепенно увеличиваться по мере его усиления — чем холоднее за бортом, тем быстрее. В итоге даже относительно новый турбодизель в скором времени потребует сложного и, соответственно, дорогостоящего ремонта.
Деформации деталей турбонаддува (обведены красным), возникшие из-за слишком быстрого остывания
Избавиться от этой беды современным дизельным машинам помогает бортовая электроника — в ней предусмотрен турботаймер или, как его ещё называют российские автомобилисты, турбозадержка.
Такое устройство ставит машину на сигнализацию, но не глушит мотор, который после этого ещё 2−3 мин. работает на холостых оборотах. При этом остывать он будет постепенно, что не нанесёт силовому агрегату никакого вреда.
Если же турботаймера на автомобиле нет, его обязательно нужно приобрести — стоит этот гаджет недорого и не является дефицитным. Устанавливать его следует исключительно в автосервисе, не полагаясь на собственные руки. Пусть этим занимаются профессионалы — так оно будет надёжнее.
Турботаймер и комплектующие к нему
Даже если вы следите за качеством солярки и масла, а также правильно обращаетесь с турбонаддувом, дизельный автомобиль зимой лучше держать в тёплом гараже или, по крайней мере, на закрытой или подземной парковке — в таких условиях топливо и смазка точно не застынут.
Но пользоваться подобными благами цивилизации могут не все владельцы дизельных машин. Чаще всего они паркуют своих «железных коней» под открытым небом, что создаёт отличающиеся от бензомоторов условия, необходимые для беспроблемного запуска их двигателей.
Во-первых, горючая смесь в дизелях воспламеняется от сжатия, поэтому компрессия в этих двигателях очень высока. Соответственно, коленвалы таких моторов проворачиваются тяжелее, чем у их бензиновых собратьев.
Так работает 4-тактный дизельный мотор
Это значит, что дизелям требуются более мощные, чем у бензиновых двигателей, стартеры и, как следствие, аккумуляторы батареи повышенной ёмкости.
От последних, кстати, в дизельных моторах работают не только стартеры, но также свечи накаливания и предпусковые подогреватели, если таковые имеются.
Поэтому следить за состоянием аккумулятора дизельной машины зимой нужно тщательнее, чем за батареей бензинового автомобиля. Особенно внимательно надо контролировать уровень заряда — «подсевшая» батарея не только вызовет сложности с запуском мотора, но и может привести к выходу из строя свечей накаливания, а также к неисправностям в топливной системе.
Свеча накаливания в цилиндре дизельного двигателя
О том, как зимой поддерживать автомобильный аккумулятор в исправном состоянии, мы рассказали здесь, а о том, как не «посадить» его в морозы — здесь.
Эти советы годятся как для бензиновых, так и для дизельных машин — с условием, что батареи последних в морозы требуют повышенного внимания и более частых проверок.
Вторая особенность дизеля — при минусовых температурах он требует более длительного прогрева, чем бензиновый двигатель. Прочитать о том, как правильно завести и прогреть машину в таких условиях, можно здесь.
То же самое актуально и для дизеля: разница только в том, что он требует более длительного прогрева — в среднем, не менее 5 мин.
Дизельные ДВС прогреваются до рабочей температуры медленнее бензиновых собратьев
Что касается упомянутых несколькими абзацами выше предпусковых подогревателей, то они, бесспорно, упрощают зимнюю эксплуатацию дизельных автомобилей хотя бы тем, что их использование полностью исключает застывание солярки в топливной системе.
Это помогает существенно продлить жизнь силового агрегата, а также предотвратить его неисправности, которые может вызвать мороз. Соответственно, можно неплохо сэкономить на посещении автосервисов, причём, это касается не только денег, но и времени.
Предпусковой подогреватель (сверху) и комплектующие для него
Сегодня в России продаётся множество моделей предпусковых подогревателей — как работающих по сигналу с брелока, так и оснащённых таймером.
Их стоимость из-за большого предложения не слишком высока, поэтому владельцам дизельных автомобилей однозначно следует приобрести такой агрегат, если он не входит в штатное оснащение.
Устанавливать предпусковой подогреватель, как и турботаймер, следует только в автосервисе. Пользоваться же этим полезным прибором нужно так, как это предписывает инструкция по эксплуатации — это поможет правильно его использовать, а также избежать целого ряда различных неисправностей.
Раскручивать не полностью прогретый дизель до высоких оборотов нельзя
Напоследок расскажем о том, чего нельзя делать во время зимнего использования дизельного автомобиля. Во-первых, все дизели прогреваются до рабочей температуры дольше, чем бензомоторы, поэтому ехать на малых оборотах после старта на них надо дольше — в противном случае такой двигатель очень быстро потребует ремонта.
Второй запрет касается машин с «механикой» — дизели очень не любят переключения передач на высоких оборотах. Поэтому орудовать рычагом КПП надо на оборотах чуть ниже средних.
Вообще, следует помнить, что дизель, пусть даже оснащённый турбонаддувом, не годится для агрессивной езды.
Такой способ запуска - не для дизеля
Кроме того, строго запрещается заводить дизельную машину «с толкача», причём, не только зимой. Такая попытка запуска в любом случае может привести к смещению фаз газораспределения и обрыву привода ГРМ, а также к поломкам в трансмиссии — капитальный ремонт при этом неизбежен.
Наконец, следует упомянуть о различных присадках для солярки и масла. Их производители утверждают, что такая автохимия предотвращает замерзание горючего и смазки, но так ли это на самом деле? Об этом мы расскажем в следующий раз.