Многие водители сталкиваются зимой с такой проблемой: их автомобили полностью исправны, но двигатели категорически отказываются запускаться на морозе.
При этом «забастовка» мотора становится неожиданностью. Действительно — аккумулятор автомобиля заряжен и исправно крутит стартер, никаких отчетливо проявляющихся неисправностей нет, но «схватывать» двигатель упорно не хочет. Причина этого неприятного явления — свечи залиты бензином или маслом.
Понять, что залило свечи, очень просто — из выхлопной трубы сильно пахнет бензином. Особенно запах чувствуется во время прокручивания двигателя стартером. Если выкрутить залитые свечи, то можно увидеть, что их резьба и электроды мокрые и покрыты нагаром чёрного цвета.
Сначала разберёмся, почему это происходит. Заливает свечи потому, что горючая смесь, поступающая из системы питания в камеры сгорания цилиндров, не воспламеняется. Причиной этого может быть недостаточный заряд батареи — на прокручивание стартера его хватает, а вот на образование достаточной для воспламенения искры — уже нет.
Следующая по распространённости причина — проблемы в системе зажигания. Ими могут быть сами свечи — из-за неправильных зазоров между электродами, различных дефектов или выработки ресурса.
Кроме того, могут быть неисправны «бронепровода» — нарушена их изоляция, повреждены или окислены контакты. Наконец, причиной того, что искра не «убивает слона», может быть пробой катушки зажигания.
Заливать свечи может и некачественный бензин. Зимой чистота топлива очень важна — от неё зависит лёгкость запуска. Кроме того, в морозы в бензобаке увеличивается накопление конденсата, который обязательно попадёт в горючее и затруднит его воспламенение.
Напомним, что управляющая электроника современных инжекторных моторов способна с помощью различных датчиков учитывать следующие факторы, влияющие на лёгкость запуска: температуру воздуха, температуру двигателя и количество кислорода в воздухе, поступающем в мотор.
Проанализировав всё это, блок управления подаёт форсункам инжектора команду: обогатить горючую смесь в зависимости от погодных условий. Делается это для уверенного холодного запуска и дальнейшей устойчивой работы силового агрегата.
Если топливо не самого лучшего качества, что в России встречается сплошь и рядом, то при низкой температуре оно будет плохо испаряться. При этом стартер крутит коленвал медленно (загустело масло), а компрессия в цилиндрах снижена из-за увеличенных тепловых зазоров.
А если аккумулятор немного «подсел», ко всему этому добавляется слабая искра. В итоге форсунки инжектора активно закачивают в цилиндры обогащённую бензином горючую смесь, которая, однако, не может воспламениться. Вот этот бензин, обильно подающийся в мотор, и заливает свечи.
Есть и ещё одна причина: проблема с редукционным (перепускным) клапаном в топливной рейке инжектора, который способствует подаче горючей смеси в форсунки под определённым давлением. Самые незначительные отклонения от него как в большую, так и в меньшую стороны, могут привести к заливанию свечей.
Проверить работу перепускного клапана можно только в автосервисе, оснащённом соответствующим оборудованием — сделать это «на глазок» невозможно. Одновременно следует продиагностировать форсунки и все датчики управляющей электроники.
Они тоже могут способствовать заливанию свечей. Например, датчик температуры охлаждающей жидкости в случае неисправности может посылать в процессор блока управления неверные данные.
Если «заглючивший» датчик показывает заниженную температуру, электроника излишне обогащает смесь, а форсунки подают в цилиндры чрезмерное её количество, то есть, попросту говоря «переливают».
Теперь рассмотрим причины того, что свечи заливает моторным маслом. Происходит оно потому, что смазка может накапливаться в свечных колодцах и стекать на электроды по резьбе или забрызгивать электроды из цилиндров.
В первом случае виноваты изношенные маслосъёмные колпачки, которые уже не справляются со своими обязанностями. Причинами также могут быть потерявшие герметичность направляющие клапанов либо прокладка клапанной крышки.
Если свечи заливает маслом снизу — скорее всего, треснули или «залегли» маслосъемные кольца поршней. Ещё вариант — на внутренней поверхности стенок цилиндров появились трещины, по которым масло и поднимается вверх из поддона.
В обоих случаях на залитых маслом свечах появляется слой нагара чёрного цвета. Если масло льётся сверху, он толще на резьбе, если снизу — на электродах. Сами свечи при этом издают характерный запах смазки.
Сейчас расскажем о том, что делать автомобилисту, если залило свечи бензином. Их нужно выкрутить специальным свечным ключом и просушить. При этом двигатель со снятыми свечами нужно прокрутить стартером в течение примерно 10 сек. Затем просушенные свечи вкручиваются обратно, после чего осуществляется мотор запускается в штатном режиме.
Можно попробовать завести инжекторный мотор и без выкручивания залитых свечей — для этого используется так называемая продувка цилиндров. Процесс таков: педаль акселератора выжимается до упора, коленвал прокручивается стартером около 10 сек., после чего педаль отпускается.
В этом случае дроссельная заслонка инжектора открывается полностью, вследствие чего в цилиндры попадает большое количество воздуха — он и просушивает свечи. В основном, после продувки исправный мотор спокойно заводится.
Если же этого не произошло, придётся выкручивать свечи и чистить их от нагара и бензина вручную. Очистку лучше всего производить металлической щёткой, не прилагая к ней большого усилия.
Сушат залитые бензином свечи бытовым или строительным феном. Их также можно прокалить с помощью газовой горелки. Иногда помогает мощная турбо-зажигалка — лишь бы в ней было много газа.
Перед вкручиванием в цилиндры очищенных и высушенных свечей, нужно проверить правильность зазоров между их электродами и, если это необходимо, отрегулировать её. После этого мотор заводится без проблем — если, конечно, он исправен.
Если же свечи залиты маслом, их нужно очистить от него. Зубной щётки в этом случае недостаточно: потребуется металлическая. Пользоваться ей следует осторожно, не прилагая к инструменту больших усилий. Затем свечи нужно тщательно протереть чистой ветошью и ввернуть в колодцы.
Напоследок добавим, что заливанию или замасливанию свечей может способствовать скопление нагара в камерах сгорания. Оно приводит к залеганию (снижению подвижности) поршневых колец, которое, в свою очередь, вызывает снижение компрессии и появление в цилиндрах излишков бензина или масла.
Особенно страдают от нагара автомобили-«горожане». Им приходится часто работать на холостом ходу, а также совершать короткие поездки на пониженных передачах с небольшой скоростью и частыми остановками.
Всё это приводит к тому, что двигатель не успевает прогреваться до рабочей температуры. Это и служит главной причиной появления в цилиндрах нагара.
Для профилактики нагарообразования следует время от времени раскручивать мотор до высоких оборотов (4 500−5 000 об/мин) и проезжать в таком режиме 30−50 км. Разумеется, так ездить по городским улицам невозможно, поэтому придётся находить время для бодрых «прохватов» по трассам.
Таким образом, проблема залитых свечей не фатальна — к вызову эвакуатора она не приведёт. Но решить её, конечно, возможно только выполнив определённую работу, которая, впрочем, вполне доступна даже неопытному водителю.
Но зимняя эксплуатация автомобиля может преподнести ещё один весьма неприятный сюрприз, который связан с изменениями климата — сейчас в европейской части России всё чаще случаются ледяные дожди, бывшие ранее очень редким погодным явлением. О том, как быть, если после такого «душа» машина покрылась коркой льда, мы расскажем в среду.