С 22 августа обязательное проведение техосмотра для получения полиса ОСАГО в России больше не требуется. Госдума приняла закон, который отменяет это требование — правда, это не значит, что проходить техосмотр больше не требуется. Просто пока можно не спешить.
Сами законодатели признают, что одной из причин отмены требования стало то, что вокруг прохождения ТО сложились условия для незаконного бизнеса. Получение полиса ОСАГО остаётся обязательным и если по каким-то причинам автомобиль ТО пройти не может, его оставалось только «покупать» незаконно.
Были и более тонкие лазейки — скажем, получать ОСАГО в последние дни действия диагностической карты. Проблемой стала и нехватка станций техобслуживания — что приводило, опять же, к необходимости «обходить закон».
Другими словами, одно требование закона заставляло автовладельцев нарушать закон в другом месте — и, конечно же, это ненормально. Скажем, когда закон принимался во втором чтении, многие эксперты говорили и о борьбе с «фотошопом» — слишком легко стало обходить даже новые требования по ТО.
Да, можно сказать, что в итоге это решение стало результатом провала затеянной реформы техосмотра, которая подразумевали более жесткий контроль за прохождением ТО, но создала риск того, что автовладельцы просто в этот раз не пройдут техосмотр вовремя и не смогут получить или продлить полис ОСАГО.
Поэтому отмена привязки прохождения ТО к срокам получения полиса стала во многом вынужденной мерой. Да, страховщики теперь смогут спокойно выдавать ОСАГО всем желающим (то есть всем, у кого срок действия ОСАГО заканчивается), но это не значит, что проходить ТО не надо вообще — его можно не проходить пока.
Поэтому и говорить об отмене обязательного ТО в России не приходится — скорей о «каникулах» в этом вопросе. Новый закон образовал «дыру во времени» — ведь до 1 марта 2022-го года владельцев легковых автомобилей за отсутствие ТО (а точнее, диагностической карты) не штрафуют, этот штраф был привязан к отсутствию ОСАГО.
Теперь, когда ОСАГО выдают без техосмотра, полисы могут получить все — и до весны не думать о ТО. А вот с 1 марта появится штраф за езду без диагностической карты, причём фиксировать это нарушение будут видеокамеры, сопоставляя номера машин на дорогах с базой ЕАИСТО ГИБДД. Штраф в 2000 рублей не более раза в сутки — пока данные об автомобиля не появится в этой базе.
Решит ли это вопрос с тем, что автовладельцы «покупают» ТО? До конца, наверное, нет, но всё же можно сказать, что вынужденным такое нарушение уже не будет. Ведь автовладельцу теперь ничего не мешает пройти плановый техосмотр в удобное время, без лишней спешки. Если он уверен в том, что его автомобиль этот техосмотр пройдёт. А если нет — то, как говорится, всегда найдутся варианты.