Производители и поставщики автомобильных шин решили предупредить российских автовладельцев о том, что на рынке может возникнуть дефицит шин. Причина — закон об обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек, вступление в силу которого пришлось, как видим, на разгар пандемии.

Стоит ли ждать дефицита шин в России и что получат покупатели от новой маркировки покрышек

Участники рынка говорят о том, что именно пандемия помешала подготовиться к новым правилам. Напомним, с 1 ноября шины нельзя продавать без нанесения специальной маркировки в виде двухмерного штрихового кода Data Matrix, который состоит из 75 букв и цифр.

Немаркированные покрышки могут конфисковать, о чём говорится в статье 15.12 КоАП РФ, а заодно наложить штраф. В этом смысле шины теперь приравнены к алкоголю, только штраф поменьше — для юрлица он составит от 50 до 100 тыс. рублей (в случае с алкоголем — от 100 до 150 тыс. рублей).

Интересно, что теперь все производители и импортеры обязаны маркировать всю новую продукцию, а представители розницы — фиксировать продажи в системе «Честный знак» (требование касается не только шин, но и многих других товаров).

Наклейки "Честный знак"

Точнее говоря, с 1 ноября 2020 года — запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами. Полностью обязательной работа с этой системой станет только с 1 марта 2021 года — к началу следующего летнего сезона.

При этом новый закон введён в действие не только в разгар пандемии, но и в момент перехода автовладельцев к зимнему сезону, когда спрос на резину закономерно растёт. Так что на все сложности с маркировкой накладывается ещё и риск дефицита или же создания ажиотажа, тем более, что сами участники рынка говорят о проблемах.

Для участников рынка, кстати, маркировка платная — так что это получился и ещё такой «мини-налог». На сайте «Честного знака» прописано, что плата за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки составляет 50 копеек (без НДС) — это за файлик в форматах .eps, .csv или .pdf. Плюс необходимо подключиться к системе электронного документооборота.

Наклейки "Честный знак" на шины

Самая «смешная» проблема, кстати, заключается в том, что половина (от 20 до 50 процентов по разным оценкам) наклеек с кодом просто отклеивается от шин — и уже на производстве, и в при доставке в розничные точки, и при складировании.

Удивительно, но проблему не могут решить с апреля 2018 года (когда появилось соответствующее распоряжение Правительства) — то есть о новых правилах не стало известно вдруг, конечно, к ним готовились.

Правда, тут в большей мере речь идёт о запасах шин на складах — клей не фиксируется на холодных шинах, которые хранятся в неотапливаемых помещениях. При этом говорят, что как раз системы восстановления наклеек просто нет.

Расшифровка кода Data Matrix

Претензии есть и работе самой системы «Честный знак», но насколько они серьёзны — непонятно. На недавней специальной конференции в Торгово-промышленной палате прозвучал отчёт о 5 миллионах шин с новой маркировкой (на сайте «Честного знака» на момент публикации заявлено об 11 912 346 выпущенных кодов маркировки), которые уже находятся в обороте. Это при годовом объёме рынка в 70 миллионов покрышек.

Там же сообщалось, что в системе «Честный знак» уже зарегистрировано около 7 тысяч компаний, так или иначе работающих на этом рынке — это не менее половины от всех его участников. При этом подчеркивалось, что для представителей малого и среднего бизнеса основные требования к маркировке станут актуальны только с 1 марта 2021 года.

Комментарии от участников рынка тоже разные — от нагнетающих заявлений о грядущем дефиците до уверенности в том, что на рынок новые правила сейчас никак не повлияют, поскольку все основные дистрибьюторы уже спели подготовиться. Так что, видимо, главное, чтоб клей держал, а наклейки не отваливались.

Приложение "Честный знак"

Ну и главное, что нужно знать покупателю. Расшифровать информацию с этих наклеек можно с помощью специального приложения «Честный знак» ровно также, как считываются обычные QR-коды. Приложение подскажет, внесён ли товар в систему, а также данные о производителе и импортере, различные характеристики товара и дату появления покрышки в обороте.