На фоне пандемии и экономического кризиса логично ожидать изменений структуры спроса — этот процесс хорошо заметен на таких рынках, как автомобильный. Последние изменения на российском авторынке показывают, что растёт именно вторичный рынок, тогда как новых машин стали покупать меньше.

Вторичный рынок в России растёт, падая медленнее рынка новых автомобилей

Так, согласно данным АЕБ, за период с января по сентябрь 2020 года продажи новых легковых автомобилей в России уменьшились на 13,9% относительно аналогичного периода годом ранее.

А вот цифры по рынку автомобилей с пробегом — в сентябре «Автостат» здесь также отмечал падение продаж, но всего на 6%. А относительно сентября прошлого года даже заметен рост продаж — в сентябре 2020 года россияне купили 565 тысяч автомобилей с пробегом, что на 24% больше, чем в сентябре 2019 года.

Если же смотреть на весь автопарк страны, то получается, что в этом году подержанных машин продавалось в 3,7 раза больше, чем новых. В регионах, где картина более-менее средняя, перевес вторичного рынка составляет 4 новых автомобиля против 10 авто с пробегом. Лучше картина только в Москве и Санкт-Петербурге, где на продажу одного нового автомобиля приходится, соответственно, продажа не более двух машин с пробегом (в Москве даже меньше).

Кстати, именно в двух столицах к вопросу покупки б/у машины относятся, так сказать, наиболее ответственно. По отчётам сервиса «Автокод», именно в этих городах проверка авто перед покупкой проводится наиболее часто — примерно 33% и 7% от числа сделок на местном вторичном рынке соответственно.

Понятно, что ситуация на вторичном рынке по стране заметно отличается. Если смотреть на возраст автомобилей, предлагаемых к перепродаже, то оказывается, что российские автовладельцы стали чаще покупать машины, сошедшие с конвейера 8−9 лет назад. Аналитики связывают это с ростом продаж в 2012—2013 годах — именно купленные тогда и чуть ранее машины сейчас попадают на «вторичку».

Что интересно, увеличилось число перепродаж и автомобилей в возрасте до 3 лет. Тенденция понятна — в данном случае авто с пробегом покупают те, кто в менее кризисной ситуации скорей предпочёл бы покупку новой машины. А вот рост продаж возрастом почти 10 лет — это, скорей, показатель того, что многие даже к покупкам б/у вынуждены относиться более чем экономно.

Что интересно, «десятилетки» — это далеко не самый «пожилой» возраст для автомобиля. Вообще 10 лет — это наименьший средний возраст машин, если оценивать это параметрам в совокупности по регионам РФ. Тот же «Автостат» подсчитал, что столько лет в среднем автопарку Татарстана — и это «лидер по молодости». В остальных регионах — больше, причём в большинстве — заметно больше.