На фоне пандемии и экономического кризиса логично ожидать изменений структуры спроса — этот процесс хорошо заметен на таких рынках, как автомобильный. Последние изменения на российском авторынке показывают, что растёт именно вторичный рынок, тогда как новых машин стали покупать меньше.
Так, согласно данным АЕБ, за период с января по сентябрь 2020 года продажи новых легковых автомобилей в России уменьшились на 13,9% относительно аналогичного периода годом ранее.
А вот цифры по рынку автомобилей с пробегом — в сентябре «Автостат» здесь также отмечал падение продаж, но всего на 6%. А относительно сентября прошлого года даже заметен рост продаж — в сентябре 2020 года россияне купили 565 тысяч автомобилей с пробегом, что на 24% больше, чем в сентябре 2019 года.
Если же смотреть на весь автопарк страны, то получается, что в этом году подержанных машин продавалось в 3,7 раза больше, чем новых. В регионах, где картина более-менее средняя, перевес вторичного рынка составляет 4 новых автомобиля против 10 авто с пробегом. Лучше картина только в Москве и Санкт-Петербурге, где на продажу одного нового автомобиля приходится, соответственно, продажа не более двух машин с пробегом (в Москве даже меньше).
Кстати, именно в двух столицах к вопросу покупки б/у машины относятся, так сказать, наиболее ответственно. По отчётам сервиса «Автокод», именно в этих городах проверка авто перед покупкой проводится наиболее часто — примерно 33% и 7% от числа сделок на местном вторичном рынке соответственно.
Понятно, что ситуация на вторичном рынке по стране заметно отличается. Если смотреть на возраст автомобилей, предлагаемых к перепродаже, то оказывается, что российские автовладельцы стали чаще покупать машины, сошедшие с конвейера 8−9 лет назад. Аналитики связывают это с ростом продаж в 2012—2013 годах — именно купленные тогда и чуть ранее машины сейчас попадают на «вторичку».
Что интересно, увеличилось число перепродаж и автомобилей в возрасте до 3 лет. Тенденция понятна — в данном случае авто с пробегом покупают те, кто в менее кризисной ситуации скорей предпочёл бы покупку новой машины. А вот рост продаж возрастом почти 10 лет — это, скорей, показатель того, что многие даже к покупкам б/у вынуждены относиться более чем экономно.
Что интересно, «десятилетки» — это далеко не самый «пожилой» возраст для автомобиля. Вообще 10 лет — это наименьший средний возраст машин, если оценивать это параметрам в совокупности по регионам РФ. Тот же «Автостат» подсчитал, что столько лет в среднем автопарку Татарстана — и это «лидер по молодости». В остальных регионах — больше, причём в большинстве — заметно больше.