Обвал цен на российском авторынке в 2020 году

Как кризис повлиял на рынок

По данным Boston Consulting Group, обвал цен на авторынке России в 2020 году в среднем составит до полутора миллиона единиц. В условиях кризиса даже взять займ 20000 рублей – непозволительная роскошь для большинства россиян. Тем более что в 2019 году уже наметилась негативная тенденция по сокращению объемов продаж новых автомобилей (впервые за последние три года).

Российский авторынок находится под жестким влиянием кризиса, как и вся мировая экономика. В условиях искусственных ограничений из-за мировой эпидемии коронавируса 50% населения планирует экономить на покупке нового авто или вовсе отказаться от обновления автопарка в 2020 году.

Помимо прочего, снижать покупательскую способность населения будут и другие факторы:

  • утилизационный сбор удорожает автомобили на 3%: это коснется как иностранных дилеров, так и производителей, использующих импортные комплектующие для своих автомобилей;
  • официальный уровень инфляции (4%) даст прирост цен не менее чем на 5%;
  • колебания курса рубля скажутся на ценах импортных машин и комплектующих к ним: обвал валюты грозит убытками для зависящих от иностранных комплектующих автоконцернов.

Отсутствие доходов у населения, большая закредитованность и общий рост цен будут провоцировать развитие негативного тренда. На данный момент первичный рынок автомобилей не опускается ниже отметки 1 миллион рублей (кроме продукции АвтоВАЗа). Это приводит к тому, что население отодвигает сроки покупки новой машины и продолжает эксплуатировать текущее авто. На рынке формируется отложенный спрос. 

Какой сегмент рынка пострадает больше всего

Согласно прогнозным данным, ожидается, что наибольший спад ожидает сегмент авто массового производства. Рынок автомобилей премиум-сегмента будет менее подвержен кризисным явлениям, так как состоятельные покупатели пока не намерены сокращать расходы на автопарк люксовых брендов.

С другой стороны, изменение ставки утилизационного сбора в 2020 году может сказаться на объеме продаж люксовых марок, которые будут лишены государственного дотирования. Чтобы немного исправить ситуацию, некоторые автодилеры в первом квартале текущего года анонсировали понижение цен в рамках сезонных распродаж на автомобили прошлых лет. Это помогло немного оживить рынок. Дополнительным стимуломом для увеличения спроса также стало ожидание потребителями падения курса рубля по отношению к евро и доллару в марте.

Перспективы

Аналитики выделяют три сценария развития для автомобильного рынка России на ближайшие два года:

  • базовый: снижение доли рынка на 5–6% до 1,5 млн автомобилей в год;
  • оптимистический: продажи 2020 года останутся на уровне 2019 года (1,8 млн автомобилей в год);
  • пессимистический: падение рынка от 20 до 50% в 2020 году (до 900 тыс. автомобилей в год) и рост в 2021 году до 1,3 миллиона единиц.

При сохранении текущей тенденции и продлении карантинных мер, с практически нулевым спросом в апреле-мае, очень вероятно, что автомобильный рынок рухнет, цены взлетят, а серия новых запусков будет отложена на неопределенный срок.

По данным статистики, только 21% россиян готовы увеличить расходы на покупку авто в текущем году и в основном это связано с опасениями из-за девальвации рубля. С другой стороны, существенный рост цен на новые автомобили автоматически снизит спрос в среднем на 6%. 

Эксперты уверены, что даже отложенный спрос не сможет компенсировать автодилерам убытки, понесенные во время кризиса и карантинных ограничений. Цены на автомобили будут расти даже при стабилизации курса на валютном рынке. Динамика и степень удорожания будут зависеть от конкретного автодилера: кто-то растянет подъем цен на год, а кто-то – на квартал. Повышение цен будет многоступенчатым. Поэтому тем, кто планировал покупать машину в 2020 году, стоит сделать это сейчас. При условии, что это не последние деньги в семейном бюджете.