Учёные из сибирского города Курган разработали уникальную автомобильную трансмиссию, сочетающую достоинства «механики» и вариатора.
Она создана в Политехническом институте Курганского государственного университета, её автор — знаменитый советский и российский конструктор лёгкой бронетехники Александр Благонравов, к сожалению, ушедший из жизни 1 января нынешнего года.
Его коллеги продолжили разработку этого изобретения, назвав его «Передачей Благонравова». Как рассказал доцент кафедры «Безопасность информационных и автоматизированных систем» Политехнического института КурГУ и соавтор изобретения Евгений Ревняков, принцип действия новой трансмиссии близок к тому, что применяется в новых импульсивных блоках питания электротехники.
Основная особенность курганской КПП в том, что она не теряет энергию в момент начала движения автомобиля, тогда как «автоматы» и вариаторы несут максимальные потери тяги именно на этой стадии.
Новая трансмиссия успешно прошла испытания. Её смонтировали на шасси автомобиля УАЗ, а для синхронизации работы мотора и КПП на курганском предприятии «Зауралавтоматика» был разработан особый блок управления.
В ходе испытаний выяснилось, что автомобиль может разгоняться до 55 км/ч не за счёт увеличения оборотов мотора, а только благодаря изменению передаточного числа в трансмиссии.
Кроме того, «Передача Благонравова», в отличие от АКПП, «роботов» и вариаторов улучшает приёмистость машины и снижает расход горючего, причём намного — на 20−30%.
Новая разработка годится не только для легковых автомобилей, но также для грузовой, строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники.
Евгений Ревняков отметил, что до серийного производства новинки пока далеко — сейчас российскому автопрому проще заказывать готовые трансмиссии в Китае, заводы которого выпускают все их разновидности. Всех интересует только прибыль, а инвестиции во что-то инновационное считаются неоправданным риском.