Век назад, в 1919 г., в США появился мотоцикл, необычная конструкция которого во многом опередила время. Кроме того, он стал предком современных круизеров, скутеретт и скутеров-«большеколёсников».
Его изобрёл во время I Мировой войны американский инженер Карл Нерачер. Он назвал своё детище Ner-a-Car, что произносилось как «Near a car», то есть, «Рядом с автомобилем». Это было неспроста — мотоцикл имел вместо привычной рамы кузов из листовой стали, который капотировал почти все узлы и агрегаты.
Это должно было добавить комфорта водителю. Во-первых, развитый передний щиток и подножки-«лыжи» хорошо защищали его от грязи из-под колёс. Второе — моторы и коробки передач в те времена не отличались герметичностью и устраивали мотоциклистам настоящий масляный душ.
Развитые облицовки Ner-a-Car предохраняли его владельца от масла и избавляли от необходимости перед каждой поездкой надевать кожаные штаны и высокие сапоги — кататься можно было в обычной одежде.
Сначала этот чудо-байк комплектовался 2-тактным 1-цилиндровым мотором объёмом в 221 куб. см. и мощностью в 2,5 л. с. Трансмиссия была передовой для того времени — вариатор с 5-ю фиксированными передачами и цепной привод заднего колеса.
По тем временам Ner-a-Car был довольно резвым и очень экономичным: максимальная скорость составляла 30 миль/час (48,3 км/ч), а средний расход бензина — 3 л. на 100 км.
Ещё одной «фишкой», помимо капотировки, у мотоцикла стал рулевой механизм автомобильного типа. Переднее колесо крепилось к поворотному кулаку, расположенному внутри продольного U-образного качающегося рычага с пружинной подвеской. Кулак поворачивался посредством тяг, связывавших его с обычным мотоциклетным рулём.
Первое время конструктор не мог найти производственную площадку в США, поэтому продал лицензию на мотоцикл британской фирме Sheffield Simplex. Там, правда, поставили свой мотор — тоже 2-тактный и 1-цилиндровый, но объёмом в 285 куб. см. и мощностью в 3,2 л. с. Он работал в паре с обычной 3-ступенчатой КП и разгонял мотоцикл уже до 32 миль/час (51,5 км/ч).
Кстати, английские мотоциклы отличались ещё и шильдиками: название на них было написано не через дефисы, как в США, а слитно — Neracar.
В 1922 г. Карл Нерачер смог найти спонсоров и открыл завод в Сиракузах (штат Нью-Йорк). Тогда же известный гонщик Эрвин «Пушечное ядро» Бейкер проехал на Ner-a-Car 5 420 км из Нью-Йорка в Лос-Анджелес за 174 часа и 1 минуту.
Для той эпохи это был впечатляющий результат -ведь большинство загородных дорог тогда не были асфальтированы. Даже в США.
Со временем Ner-a-Car был модернизирован. На нём появилась мягкая задняя подвеска с парой четвертьэллиптических рессор, пневмоподвеска седла, электрическое освещение вместо карбидного и регулируемое по высоте ветровое стекло.
В Великобритании Neracar получил в 1925 г. новый 4-тактный 1-цилиндровый мотор Blackburne объемом в 348 куб. см. Максимальная скорость при этом выросла до 35 миль/час (56,3 км/ч), а экономичность осталась на прежнем уровне (2-тактные движки всегда несколько прожорливее).
И американская, и английская версии мотоцикла пользовались весьма стабильным спросом — покупателям нравились высокий уровень комфорта и удобство управления, а также то, что при езде практически не пачкалась одежда.
Но выпуск этого необычного мотоцикла продолжался лишь до 1927 г. — сказалась увеличивающаяся популярность и удешевление автомобилей. Напомним, в то время Ford T стоил в США около 300 долларов, тогда как Ner-a-Car — 200.
Всего за время производства было сделано 16 500 Ner-a-Car: 10 000 в США и 6 500 — в Великобритании.