Как известно, пионер отечественного автопрома, «ЗиЛ», прекратил выпуск грузовиков в 2016 г. На месте огромного автозавода сейчас строится жилой комплекс бизнес-класса «ЗИЛАРТ».
Казалось бы, предприятию с долгой и прекрасной историей настал конец. Но нет — советская, а позже российская марка продолжает жить, но только уже за океаном.
В конце июня в мексиканском городе Пуэнте-де-Истла (штат Морелос) начал работу новый автозавод, получивший название Zil Nouvo. Он выпускает различные грузовики и седельные тягачи «ЗиЛ», технологическая оснастка для которых была куплена в Москве.
Пресс-служба завода Zil Nouvo сообщила, что за 2 года было выкуплено и смонтировано 60% оборудования российского автозавода. Модельную линейку составили классические «ЗиЛ-130» и созданные на их базе «ЗиЛ-4331».
Предприятие будет ежегодно выпускать 30−35% от того количества машин, на которое был способен «ЗиЛ», но в Мексике уверены, что этого будет вполне достаточно.
Глава совета директоров Zil Nouvo Морис Гарсия Крус рассказал о создании завода следующее: «Я думаю, Россия — очень богатая страна. Когда мы узнали, что „ЗиЛ“ продаётся, то сначала не поверили — завод был работоспособен и оснащён надёжным советским оборудованием, которое может проработать ещё полвека.
Мы послали в Москву своих представителей, которые получили подтверждение того, что завод распродаётся за очень небольшие деньги. Нам удивительно повезло — мы задёшево получили всё необходимое для полного цикла производства».
Несмотря на то, что «ЗиЛ-130» очень устарел, он по-прежнему отличается удивительной неприхотливостью и дешевизной. Поэтому мексиканцы и сделали его базой для своего Zil Nouvo 130A.
Сеньор Крус отметил по этому поводу: «Грузовик давно зарекомендовал себя в нашей стране — я помню, как Мексика закупала эти машины обходными путями в Восточной Европе. Они показали себя очень надёжными — я думаю, что нигде в мире не делали настолько выносливые машины, как в СССР.
Поэтому мы не гонимся за лоском: наша задача — делать машины для настоящей эксплуатации. Поэтому нам не нужны сомнительные пластиковые конструкции, которые ломаются через пару лет и приносят доход только производителю, а не владельцу».
В добавление к словам мексиканского топ-менеджера следует отметить, что грузовики «ЗиЛ» были весьма популярны в Латинской Америке. На Кубу и в Никарагуа, например, они поставлялись официально, а многие страны покупали их «через третьи руки». На базе этих машин делалось всё, включая пусть грубоватые, но надёжные и недорогие автобусы.
Что же, остаётся только пожелать заводу Zil Nouvo процветания. «ЗиЛ» — неотъемлемая часть истории нашей страны, так пусть она будет сохранена — хотя бы, в далёкой Мексике.