50 лет назад, в апреле 1969 г., началось серийное производство мотоцикла, ставшего по-настоящему эпохальным — Honda CB750 Four, или, как его шутливо называют российские мотоциклисты, «Фуры».
Для того времени конструкция байка была революционной. Его рядный 4-цилиндровый мотор с воздушным охлаждением и ГРМ схемы SOHC (с 1 верхним распредвалом и 2-мя клапанами на цилиндр) при объёме в 750 куб. см. развивал мощность в 68 л. с. при 8 500 об/мин и крутящий момент в 60 Нм при 7 000 об/мин.
Двигатель был сблокирован с 5-ступенчатой КПП, передаточные числа в которой были подобраны так удачно, что мотоцикл сухой массой в 218 кг развивал максимальную скорость в 201 км/ч и разгонялся до 100 км/ч примерно за 6 сек. — очень быстро по тем временам. При этом 19-литрового бензобака хватало примерно на 300 км пути.
Кроме того, впервые в истории мирового мотоциклостроения на массовом байке был применён дисковый тормоз переднего колеса. Это обеспечило скоростной и динамичной «Фуре» уверенное торможение даже на узких — 3,25×19 спереди и 4×18 сзади — шинах тех лет.
Все эти достоинства, помноженные на высокое японское качество и весьма умеренную для такого высокотехнологичного мотоцикла цену в 1 495 долларов (примерно 11 000 долларов в нынешних деньгах), обеспечили «Фуре» огромную популярность. Кстати, именно Honda CB750 Four стала впервые в мире называться супербайком — ещё в 70-х годах.
Мотоцикл выпускался до 2003 г. с очень небольшими изменениями: на смену кикстартеру пришла кнопка, в системе охлаждения появился масляный радиатор, а ГРМ получил схему DOHC с 2-мя верхними распредвалами и 4-мя необслуживаемыми клапанами (с гидрокомпенсаторами) на цилиндр.
Всего за 35 лет производства было выпущено 556 400 «Фур» в нескольких модификациях. Но, кроме них, существовали ещё и «младшие сёстры» для внутрияпонского рынка — с моторами объёмом 400 куб. см. Их количество даже чуть-чуть превосходит тираж CB750.
Были также очень интересные версии Honda CB750 Four, предназначенные для США. Например, в 1976 г. появилась Honda CB750A, оснащённая 2-диапазонной АКПП. Её основой, как и в автомобильных «автоматах» был гидротрансформатор, но выбор диапазонов проиводился по-мотоциклетному — левой педалью.
От версий с механической КПП эта модель отличалась уменьшенным на 1 л. объёмом бензобака, отсутствием рычага выжима сцепления, 2-мя, а не 4-мя глушителями и сборными колёсами производства фирмы Comstar.
Мотор Honda CB750A пришлось дефорсировать до 47 л. с. при 7 500 об/мин. Крутящий момент при этом снизился до 49 Нм при 6 000 об/мин. Это, вместе с возросшим до 262 кг сухим весом мотоцикла и увеличившимся расходом бензина, привело к тому, что «автоматическая» Honda не стала популярной. Поэтому её выпуск был прекращён уже в 1978 г.
Гораздо больше повезло модификации Honda CB750SC Nighthawk, бывшей в производстве с 1982 г. по 2003 г. Её силовой агрегат был стандартным, а внешность приспособлена под американские вкусы — 2-уровневое седло и более высокий, чем у обычной «Фуры», руль.
Первоначально Nighthawk оснащался сборными колёсами Comstar (впереди — 19 дюймов, сзади — 16) и 4-мя глушителями — по паре с каждой стороны. Позже глушителей стало 2, а колёса стали цельнолитыми, при этом переднее стало 18-дюймовым, а заднее — 17-дюймовым.
Кроме того, «Ночной ястреб» обзавёлся красивым и эффективным ветровым стеклом, а также модным «хвостом» спортивного стиля.
Honda CB750SC Nighthawk настолько «пришлась ко двору» в США, что тираж её выпуска был весьма велик (по неуточнённым данным — более 220 000 экземпляров). Кроме того, этот надёжный и быстрый мотоцикл оценили полицейские — для них в больших количествах выпускалась патрульная модификация.
Точка в производстве Honda CB750 была поставлена в 2007 г. выпуском предназначенной для Японии небольшой финальной спецсерии, окрашенной в тот же серебристый цвет, в который красились гоночные «Хонды» 70-х годов.
Впрочем, несмотря на столь почтенный возраст, «Фуру» рано списывать со счетов. Её «неубиваемый» при правильном обслуживании мотор, а также обилие запчастей и расходников (включая тюнинговые) делают этот мотоцикл 2-колёсным perpetuum mobile — по дорогам всего мира до сих пор колесит множество Honda CB750 разных лет выпуска.
Так вот, в честь 50-летнего юбилея этой замечательной модели Honda выпустила особую серию нейкеда CB1000R, названную Tribute. От стандартного байка он отличается спицованными 17-дюймовыми колёсами, сдвоенными глушителями, а также 2-цветной сине-золотой окраской.
Техническая часть спецсерии — штатная: тот же рядный 4-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения (дефорсированная версия движка от спортбайка CBR 100 RR Fireblade 2007 г.). При объёме в 1 л. он развивает мощность в 145 л. с. при 7 750 об/мин. Мотор сблокирован с 6-ступенчатой КПП.
Ходовая часть тоже стандартная — диагональная рама из алюминиевого сплава (двигатель включен в её силовую структуру), консольный задний маятник с моноамортизатором, мощные дисковые тормоза на обоих колёсах, а также полностью регулируемые подвески спереди и сзади.
В базовое оснащение мотоцикла входят электронный «газ», 2-канальная ABS, а также трекшн контроль Honda Selectable Torque Control с 3-мя режимами работы. Фирменная для «Хонды» комбинированная тормозная система предлагается как опция.