Как известно, более-менее массовый выпуск автомобилей начался в первые годы XX в. Особенно быстро его объём возрос после внедрения Генри Фордом конвейерного способа сборки, который почти сразу же переняли почти все известные автопроизводители того времени.

8 1 Долгорукова 0 Княгиня Софья Долгорукова (1877-1949)

Словом, число автомобилей в то время стремительно возрастало. Управление ими считалось тогда сугубо мужским делом — женщин-автомобилисток практически не было. Тем не менее, они появлялись даже в такой, не самой передовой стране, как Российская Империя.

Известно, что первой российской автомобилисткой стала некая госпожа Клиентская. К сожалению, её имя, годы жизни и профессию история не сохранила, но то, что она первой из жительниц Российской Империи получила разрешение на управление «мотором», как тогда называли автомобили, известно точно.

8 1 Долгорукова 1 С. Долгорукова с мужем в автомобиле

Зато сведения о первой российской автогонщице муза истории Клио не забыла. Ей стала княгиня Софья Алексеевна Долгорукова (1877−1949), дочь графа Алексея Александровича Бобринского (1852−1927) — сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии.

По образованию С. Долгорукова — врач-хирург. В 1912 г. она успешно закончила Женский медицинский институт, а во время I Мировой войны работала в ряде госпиталей, расположенных недалеко от передовой.

8 1 делоне Лимузин Delaunay-Belleville

Но ещё до войны энергичная княгиня одной из первых женщин в Российской империи освоила автомобиль. У неё был французский лимузин Delaunay-Belleville («Делоне-Бельвиль») мощностью 18 л. с. По тем временам это была престижная машина — пара таких, например, была в гараже Николая II.

С. Долгорукова была первой и единственной в царской России женщиной, состоявшей в Императорском российском автомобильном обществе (ИРАО), а также первой и единственной автогонщицей — в 1910 г. она участвовала в Киевском автопробеге на приз Николая II.

8 1 значок Значок ИРАО

Эта гонка состоялась 16−29 июня 1910 г. Она стартовала в Санкт-Петербурге, аеё маршрут протяжённостью 3 200 км проходил через Псков, Витебск и Могилёв. После финиша в Киеве гонщики возвращались по маршруту Гомель — Рославль — Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург.

Ехали спортсмены по 6 часов в день, средняя скорость движения составляла 40−50 верст в час (42,7−53,3 км/ч). С. Долгорукова успешно прошла всю дистанцию, но перед её заключительным этапом сдававший назад автомобиль одного из гонщиков врезался в её машину и пробил ей радиатор.

8 1 Долгорукова гонки

Починка заняла довольно много времени, поэтому княгиня приехала одной из последних, несмотря на то, что до аварии могла рассчитывать на приз. А вот её брату, графу Г. А. Бобринскому, повезло больше — ехавший на немецкой машине марки Gaggenau, он прошёл всю дистанцию без штрафных очков и завоевал медаль Французского автоклуба.

Кстати, любовь С. Долгоруковой к автомобилям помогла ей нормально жить в эмиграции — уехав в 1921 г. в Париж, она до 1928 гг. работала там таксисткой.

лиля брик Лиля Брик

А первой советской автомобилисткой стала Лили Уриевна Каган (1891−1978), более известная как Лиля Брик — «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных российских литературно-художественных салонов.

Эта светская львица и la femme fatale была любимой моделью лучших фотографов того времени. До сих пор, например, известен её портрет работы Александра Родченко, где она предстала в образе труженицы — этот снимок стал основой для многих советских плакатов.

8 брик плакат Та самая фотография...

За руль она села благодаря влюблённому в неё Владимиру Маяковскому. В то время автомобили в СССР не продавались в частное пользование, но поэту удалось (кстати, по просьбе Лили Брик) выхлопотать себе разрешение на покупку «железного коня» и стать 1-м советским автовладельцем. Случилось это в 1928 г.

Маяковский приобрёл во Франции Renault 6 CV type NN (на фото внизу) — компактный, недорогой и надёжный 4-местный автомобиль в модификации с закрытым кузовом. Его 4-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения при объёме в 1 л. развивал мощность в 17 л. с. КПП была 3-ступенчатой, привод — задним. Максимальная скорость составляла 70 км/ч.

8 брик рено 3

Кстати, сам поэт никогда не водил эту машину, зато Лиля Брик была готова не вылезать из-за руля сутками. Она, например, вместе с Маяковским проехала из Москвы до Ленинграда и обратно — по тогдашним жутким дорогам и при полном отсутствии какого-либо сервиса.

При этом водила Лиля Брик превосходно. Маяковский шутливо писал по этому поводу: «В час 50 километров пру, а за меня зевак обкладывает сирена…» Сама Брик в мемуарах написала, что была тогда единственной жительницей СССР, сидевшей за рулём: «Кроме меня управляла машиной только жена французского посла».

8 брик рено 2 Заправка автомобиля во время поездки Москва-Ленинград

Вот такими были первые известные автомобилистки нашей страны, настоящие феминистки, своим примером показавшие, что удел женщин — не только «церковь, кухня, дети».