Как известно, более-менее массовый выпуск автомобилей начался в первые годы XX в. Особенно быстро его объём возрос после внедрения Генри Фордом конвейерного способа сборки, который почти сразу же переняли почти все известные автопроизводители того времени.
Княгиня Софья Долгорукова (1877-1949)
Словом, число автомобилей в то время стремительно возрастало. Управление ими считалось тогда сугубо мужским делом — женщин-автомобилисток практически не было. Тем не менее, они появлялись даже в такой, не самой передовой стране, как Российская Империя.
Известно, что первой российской автомобилисткой стала некая госпожа Клиентская. К сожалению, её имя, годы жизни и профессию история не сохранила, но то, что она первой из жительниц Российской Империи получила разрешение на управление «мотором», как тогда называли автомобили, известно точно.
С. Долгорукова с мужем в автомобиле
Зато сведения о первой российской автогонщице муза истории Клио не забыла. Ей стала княгиня Софья Алексеевна Долгорукова (1877−1949), дочь графа Алексея Александровича Бобринского (1852−1927) — сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии.
По образованию С. Долгорукова — врач-хирург. В 1912 г. она успешно закончила Женский медицинский институт, а во время I Мировой войны работала в ряде госпиталей, расположенных недалеко от передовой.
Но ещё до войны энергичная княгиня одной из первых женщин в Российской империи освоила автомобиль. У неё был французский лимузин Delaunay-Belleville («Делоне-Бельвиль») мощностью 18 л. с. По тем временам это была престижная машина — пара таких, например, была в гараже Николая II.
С. Долгорукова была первой и единственной в царской России женщиной, состоявшей в Императорском российском автомобильном обществе (ИРАО), а также первой и единственной автогонщицей — в 1910 г. она участвовала в Киевском автопробеге на приз Николая II.
Эта гонка состоялась 16−29 июня 1910 г. Она стартовала в Санкт-Петербурге, аеё маршрут протяжённостью 3 200 км проходил через Псков, Витебск и Могилёв. После финиша в Киеве гонщики возвращались по маршруту Гомель — Рославль — Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург.
Ехали спортсмены по 6 часов в день, средняя скорость движения составляла 40−50 верст в час (42,7−53,3 км/ч). С. Долгорукова успешно прошла всю дистанцию, но перед её заключительным этапом сдававший назад автомобиль одного из гонщиков врезался в её машину и пробил ей радиатор.
Починка заняла довольно много времени, поэтому княгиня приехала одной из последних, несмотря на то, что до аварии могла рассчитывать на приз. А вот её брату, графу Г. А. Бобринскому, повезло больше — ехавший на немецкой машине марки Gaggenau, он прошёл всю дистанцию без штрафных очков и завоевал медаль Французского автоклуба.
Кстати, любовь С. Долгоруковой к автомобилям помогла ей нормально жить в эмиграции — уехав в 1921 г. в Париж, она до 1928 гг. работала там таксисткой.
А первой советской автомобилисткой стала Лили Уриевна Каган (1891−1978), более известная как Лиля Брик — «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных российских литературно-художественных салонов.
Эта светская львица и la femme fatale была любимой моделью лучших фотографов того времени. До сих пор, например, известен её портрет работы Александра Родченко, где она предстала в образе труженицы — этот снимок стал основой для многих советских плакатов.
За руль она села благодаря влюблённому в неё Владимиру Маяковскому. В то время автомобили в СССР не продавались в частное пользование, но поэту удалось (кстати, по просьбе Лили Брик) выхлопотать себе разрешение на покупку «железного коня» и стать 1-м советским автовладельцем. Случилось это в 1928 г.
Маяковский приобрёл во Франции Renault 6 CV type NN (на фото внизу) — компактный, недорогой и надёжный 4-местный автомобиль в модификации с закрытым кузовом. Его 4-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения при объёме в 1 л. развивал мощность в 17 л. с. КПП была 3-ступенчатой, привод — задним. Максимальная скорость составляла 70 км/ч.
Кстати, сам поэт никогда не водил эту машину, зато Лиля Брик была готова не вылезать из-за руля сутками. Она, например, вместе с Маяковским проехала из Москвы до Ленинграда и обратно — по тогдашним жутким дорогам и при полном отсутствии какого-либо сервиса.
При этом водила Лиля Брик превосходно. Маяковский шутливо писал по этому поводу: «В час 50 километров пру, а за меня зевак обкладывает сирена…» Сама Брик в мемуарах написала, что была тогда единственной жительницей СССР, сидевшей за рулём: «Кроме меня управляла машиной только жена французского посла».
Заправка автомобиля во время поездки Москва-Ленинград
Вот такими были первые известные автомобилистки нашей страны, настоящие феминистки, своим примером показавшие, что удел женщин — не только «церковь, кухня, дети».