Автоцистерна для нефтепродуктов - это разновидность грузового автомобиля. Её дополняет специальная ёмкость. В отношении такого авто действуют повышенные требования в плане безопасности, аналогично другим видам автомобилей, применяемым для транспортировки разных опасных грузов.
Есть много видов автоцистерн, объединённых в 2 группы:
- транспортные - предназначаются для транспортировки нефтепродуктов тёмного и светлого типов;
- заправочные - для заправки и транспортировки нефтепродуктов светлого типа, а также ГСМ.
Технические характеристики автоцистерны для нефтепродуктов
Технические характеристики автоцистерны для перевозки нефтепродуктов определяются её предназначением. К ним относятся:
- вес автоцистерны;
- размер трубопровода;
- наибольшая скорость езды;
- число отсеков;
- объём автоцистерны для нефтепродуктов;
- материалы её производства;
- место расположения её технического шкафа;
- форма автоцистерны.
Бензовоз позволяет перевозить нефтепродукты светлого и тёмного типов, к которым принадлежит мазут. Однако после того, как продукт доставлен, дальнейшее использование цистерны предполагает предварительную обработку её нагретым паром.
Основное различие между автозаправщиком и обыкновенным бензовозом состоит в том, что первый имеет сливной насос и раздаточный кран. Также множество современных АТЗ оборудованы счётчиками, учитывающими топливный расход.
В случае, когда автоцистерна для перевозки нефтепродуктов, средние размеры которой составляют 9 на 2,5 на 4 метра, оборудована несколькими отсеками, каждый такой отсек должен иметь отдельный слив, позволяющий устранить риск смешения.
Объёмы автоцистерны для перевозки нефтепродуктов
Материалами для производства цистерн для нефтепродуктов являются стеклопластик и сталь. Материал определяет, какие именно жидкости будут транспортироваться и в каких объёмах.
Стальная цистерна применяется для перевозки нефтепродуктов светлого типа. Она представляет собой прочную машину, имеющую довольно значительную массу (от семи до девяти тонн). Число отсеков определяется объёмом автоцистерны и может составлять от трёх до пяти. Объём стальной автоцистерны - 1 500 - 50 000 л.
Алюминиевые цистерны предназначаются для перевозки горючего. Они имеют меньшую массу (от пяти до семи тонн). Конструкция автоцистерны для перевозки нефтепродуктов из алюминия может включать пять отсеков, суммарный объём которых может достигать 36 000 л.
Стеклопластиковая цистерна предназначается для нефтепродуктов тёмного и светлого типов. Объём такой автоцистерны - 5 000 - 30 000 л.
Устройство автоцистерны для нефтепродуктов
Корпус автоцистерны и любой её отсек оснащён горловиной, чей размер определяется компенсацией расширения объёма жидкости при перевозке.
Объём горловины рассчитывают таким образом, чтобы достичь предупреждения перелива автоцистерны при осуществлении автоматизированного налива. Этот объём зависит от продуктивности насоса и от времени, необходимого для отключения насоса при достижении уровнем нефтепродуктов определённой отметки.
На горловину цистерны устанавливаются люки, обладающие герметичностью и имеющие огнеупорный фильтр. Горловина в автоцистерне имеет воздухоотводящие трубки, предотвращающие появление мешков воздуха при заполнении автоцистерны.
В горловинах присутствуют специальные планки для демонстрации предельного уровня при наливании жидкости, который определяется при тарировке цистерны. Такие планки содержат указание объёма автоцистерны, которое заверяется клеймом.
Конструкция
Устройство автоцистерны для перевозки нефтепродуктов предполагает наличие корпуса, имеющего вид горизонтальной ёмкости круглой либо (преимущественно) овальной формы. Материал корпуса автоцистерны - сталь, алюминий либо полимеры, обладающие электропроводностью. Внутри стенки цистерн для профилактики ржавчины оцинкованы.
Иногда в автоцистерне имеется два и более отсеков, которые разделяют герметичные перегородки. Каждый такой отсек имеет отдельное оборудование для налива и слива.
Цистерна и любой отдельный отсек оснащены съёмными алюминиевыми перегородками. Это волнорезы, они не достигают дна автоцистерны. Благодаря им уменьшается воздействие инерции, возникающей во время внезапного торможения авто, а также его резкого разгона. Волнорезы вдобавок предотвращают эмульгацию жидкости.
Производство автоцистерн для нефтепродуктов
Сейчас в РФ работают собственные производители таких автоцистерн, вытесняющие иностранных конкурентов. Самыми известными считаются следующие компании:
- Bonum
- Фокс Танк
- УралСпецТранс
- ЗВМ Слон
Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов
Важный нюанс, который обязательно нужно учитывать во время организации перевозки нефтяных продуктов с помощью автотранспорта - необходимые меры для избегания возгорания. До 30% аварий у грузоотправителей грузов происходит в ходе наполнения цистерны, 25% - при транспортировке в ней, ещё 25% - при сливе горючего.
Для обеспечения безопасного движения нефтепродуктов на автотранспорте, существует ГОСТ 5091396. Ещё организация подобной транспортировки требует от компании соблюдения международных норм относительно перевозки опасных грузов.
Чтобы минимизировать риски при транспортировке цистерной груза из категории опасных, выработаны требования к её оснащению, учитываемые в техзаданиях на разработку конструкции соответственно ГОСТу.