Знаменитый в прошлом чешский мотозавод JAWA из города Тынец-над-Сазавой (Tynec nad Sazavou) вернулся на рынок с помощью индийской компании Mahindra. Со временем предприятие намерено расширить географию поставок своих байков до прежних, весьма внушительных масштабов.
Традиционно JAWA экспортировала до 90% своей продукции. Главным её покупателем был СССР, а после его распада — Россия и Украина. Кроме того, чешские мотоциклы были популярны в Турции, а в Индии стали просто культовыми.
Со временем дела фирмы пошатнулись — главным образом, из-за технической отсталости мотоциклов. Например, в 2017 г. JAWA выпустила всего 3000 мотоциклов, сделанных на базе китайских Shineray (нелицензионных копий Honda CB400SS). Для сравнения — в 2002 г. выпуск составил 8500 экземпляров.
Но, благодаря индийцам, comeback состоялся. В этом году компания планирует продать всего около 1 000 мотоциклов (пока только в Индии), но уже в следующем — увеличить их производство до 8 000.
А в течение ближайших 5 лет JAWA рассчитывает довести ежегодный объём выпуск до 20.000 экземпляров, соответственно, расширив производство — сейчас-то в штате компании работает всего 300 человек.
Что же представляют собой новые «Явы»? Их моторы — копии двигателей Mahindra Mojo с 6-ступенчатой КПП, стилизованные под 2-тактный «воздушник» от любимой в СССР «Явы-старушки».
Это 1-цилиндровые 4-клапанные моторы жидкостного охлаждения с инжекторами. Их объём — 293 куб. см. (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 65 мм). Мощность — 27 л. с., крутящий момент — 28 Нм.
Что же, показатели-то получились близкие к последним 2-тактным «Явам» (если не считать КПП — с ней байк будет явно резвее). Но их вполне хватит, ведь снаряженный вес новых «Яв» — 170 кг. А то, что движки 4-тактные и инжекторные, благоприятно скажется на тяге «внизу», приёмистости и экономичности — 14-литрового бензобака хватит надолго.
14-литрового бензобака… Ничего не напоминает? Да-да, он тот самый — от «старушки». Впрочем, дизайн мотоциклов в целом тоже скопирован с неё. Новые чешско-индийские байки созданы стразу в 3-х версиях. 2 из которых, JAWA Classic и JAWA Forty-Two, несут в себе огромный заряд ретро-шарма.
JAWA Classic — вишнёвый лак с золотыми цировками, хромированные боковины бензобака, длинные сигарообразные глушители по обеим сторонам… Добавьте к этому кожух фары, представляющий одно целое с кожухами вилки, и встроенный в фару спидометр. Да, пусть это дежавю, но до чего же оно приятное!
JAWA Forty-Two выглядит посовременнее. У неё исчезли хромировка бензобака и кожух фары, а спидометр размещён в отдельном «стакане». Кроме того, её переднее крыло — более мелкое и короткое.
В остальном это тот же мотоцикл с размером колёс 90/90−17 спереди и 120/80−17 сзади. Тормоза у обеих моделей тоже одинаковые: спереди — 280-мм диск с простейшей ABS, сзади — «барабан».
3-я же модель выполнена в стиле, ещё больше имитирующем ретро. Это боббер, получивший название JAWA Perak — в честь мотоцикла, втайне созданного Йозефом Йозифом во время гитлеровской оккупации и представленного в 1946 г. Именно с этой модели (на фото внизу) началось триумфальное шествие «Явы» по миру.
Он и похож на знаменитого предшественника, правда, плунжеры в задней подвеске заменил софтейл с моноамортизатором. В остальном… Слившийся с вилкой кожух фары (впервые он появился именно на старом Perak’е) на месте, движок округлых форм с характерной ребристой крышкой, которая раньше прикрывала карбюратор, а теперь инжектор — тоже. На месте даже 1-местное седло-«лягушка», обшитое коричневой кожей.
Кстати, о движке. Он тот же, что и на новых «старушках», но его объём увеличен до 334 куб. см. Соответственно, мощность возросла до 30 л. с., а крутящий момент — до 31 Нм. Тут уже напрашивается аналогия с «ИЖ Планета спорт-350» — самым бешеным мотоциклом, доступным в СССР, бывшим в те времена главным соперником «Явы» на дорогах.
Кроме того, JAWA Perak отличается от своих классических сестёр более широкими колёсами (заднее — 16 дюймовое), уменьшенной высотой по седлу, дисковым тормозом сзади и дизайном. Например, его круглые зеркала встроены в торцы рукояток руля, а крылья очень короткие. Кроме того, изменена конфигурация выпускной системы.
Представленный экземпляр боббера был окрашен в чёрный и оливковый цвета, плюс, начисто лишён хрома. О том, будет ли версия с окрасом в стиле старого Perak’а, производитель пока не сообщает.
В Индии эти мотоциклы уже продаются. В переводе на рубли, их цена составляет 155 000 за JAWA Classic, 146 000 — за JAWA Fourty-Two и 178 000 — за JAWA Perak. О сроках начала их продаж в России и о том, сколько они будут стоить в нашей стране, пока не сообщается. Что же, запасёмся терпением и подождём…