В настоящее время мировой автомобильный рынок использует следующие виды топлива: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ пропан-бутан или метан, а также биотопливо. В России традиционным является бензин, но все чаще можно увидеть автомобили с ГБО. Но тут не все так просто — ведь газ для автомобилей тоже бывает разным.

Переход на метан: в чем плюсы?

В последние годы появляется всё больше станций для заправки автомобилей пропан-бутаном и метаном. Такие гиганты, как «Газпром», занимаются организацией сетей заправок — ГАЗС и АГНКС, соответственно, для разных видов газа. АГНКС — это автомобильная газонаполнительная компрессионная станция, здесь заправляются метаном. АГЗС — автомобильная газозаправочная станция, здесь идет речь о пропан-бутане.

К слову, эти станции отличаются ещё и принципом работы. Если на АГЗС топливо доставляется традиционно, например, в цистернах, то на АГНКС оно идет по трубопроводу. Соответственно, запуск АГНКС — дело более сложное. В нашей стране самая большая сеть как раз у «Газпрома» — почти 300 станций по стране. Доступна карта заправок, входящих в «Сеть АГНКС Газпром» — для тех, кто уже перешёл на метан.

Разница между двумя используемыми для заправки видами газа может показаться неочевидной для неосведомленных автовладельцев, но она есть. В первую очередь это даже не цена, а тот факт, что метан хранится под более высоким давлением, нежели бутан-пропан — более 200 атмосфер для метана и до 15 атмосфер для пропан-бутана. Это приводит к тому, что газовый баллон для метана — больше и тяжелей. Сравните вес — 20−30 кг против 60−120 кг.

Часто именно вес баллонов останавливает владельцев обычных легковушек от перехода на метан даже в том случае, если решение по переходу на ГБО принято. Правда, здесь производители не стоят на месте, появляются варианты баллонов, сделанные из композитных составов, а не металла — их вес ниже, хотя цена и выше. Так что при желании и готовности пойти на чуть большие первичные затраты переход на метан перестает быть проблемой даже для владельцев легковых автомобилей.

Метан при этом заметно дешевле пропан-бутана, не говоря уж о бензине. По сравнению с последним цена отличается в 3 раза, да и инфляции стоимость газа, особенно метана, не так подвержена. Сейчас средняя розничная цена на метан в России составляет чуть больше 14 рублей за кубический метр. Так что даже с учетом того, что в итоге один «куб» обеспечивает меньший пробег, чем литр бензина, из расчета на одинаковое расстояние газ по денежным затратам выгоднее.

Есть и другие плюсы перехода на газ. Газ, например, имеет меньше вредных выхлопов. При этом метан даже меньше, чем бутан-пропан, и у него ниже взрывоопасная концентрация в воздухе. При переходе на метан приходится реже менять масло — его хватает минимум на треть дольше. Считается также, что метан имеет низкую степень влияния на износ деталей автомобиля, хотя мощность двигателя несколько уменьшает при переходе с бензина на газ, особенно на метан. Впрочем, и здесь есть свои «но». Именно мощные двигатели «едят» много бензина, и для них экономия при переходе на метан заметна, а вот снижение мощности — не так уж и сильно.