Что такое Harley-Davidson? Это далёкий путь в мягком седле, пройденный без малейшей усталости, это тяговитый V-Twin, способный ехать не по-мотоциклетному неторопливо, если во время этого пути понадобится полюбоваться красотами пейзажа. Это внушительный вид, ослепительный от обилия хрома. Наконец, Harley-Davidson — это настоящая симфония, состоящая из басовитого пульсирующего урчания на холостых оборотах, которое превращается в громоподобный свирепый рык, если резко крутануть «газ».
Одним словом, Harley-Davidson — живая легенда мотомира. Но вот со спортом у мотоциклов из Милуоки всё время как-то не ладилось, особенно, после II Мировой войны.
Точнее, с мировым спортом: на популярных в США мотогонках по земляным овальным трекам (flat track или dirt track) с середины 50-х годов очень неплохо проявил себя Harley-Davidson KR-750 с моноблочным нижнеклапанным мотором объёмом 750 куб. см.
В 1969 г. он был основательно модернизирован и получил индекс XR-750. Конструкторы сотворили чудо — они заставили мало поддающийся форсировке нижнеклапанник выдавать целых 82 л. с. при 7 700 об/мин! Достигнуто это было с помощью увеличения степени сжатия, изменения фаз газораспределения и применения 2-х карбюраторов Mikuni с 36-мм диффузорами.
Развивающий 185 км/ч максимально облегченный (вес — 134 кг, ёмкость бака — 9,5 л) байк «доминировал, властвовал и унижал» своих британских и японских соперников довольно долго — его делали целых 30 лет. Была и его дорожная версия — Harley-Davidson XR1000 Sportster, которая выпускалась в 1983−87 гг.
Ещё одна страница спортивной биографии Harley-Davidson — его участие в мотоциклетной «Формуле 1» — MotoGP. Но гонялись там не тяжеловесы из Милуоки, а доработанные мотоциклы Sprint-250 и Sprint-350 итальянской фирмы Aermacchi, которую Harley-Davidson приобрёл в 1960 г.
Это были типичные творения итальянской конструкторской школы тех лет — лёгкие и манёвренные, с пухлыми бензобаками, хребтовыми рамами и 4-тактными двигателями, единственный цилиндр которых располагался почти горизонтально. 250-кубовый развивал 16 л. с., 350-кубовый — сначала 25, а потом 29 л. с., что позволяло ему разгоняться быстрее 150 км/ч.
Именно Aermacchi Harley-Davidson Sprint-350 стал самым выдающимся спортсменом в истории фирмы. Например, в 1968—1970 гг. американские гонщики на этих байках занимали сразу 4 лидирующих места в гонке Isle of Man Junior TT. Кроме того, они нередко оказывались в числе призёров Moto Grand Prix, а в 1969 и 1970 гг. завоевали серебряные медали.
Следующую попытку попасть в большой спорт старина «Харлеич» предпринял в 1994 г., выпустив спортбайк VR1000, предназначенный для гоночной серии АМА Superbike. Это был совершенно нетипичный для фирмы мотоцикл с 2-цилиндровым рядным (!) 2-тактным (!!) мотором жидкостного (!!!) охлаждения.
Этот двигатель объёмом 900 куб. см. развивал 149.0 л. с. при 10 000 об/мин. и работал с 5-ступенчатой коробкой передач. Довольно лёгкий для того времени спортбайк (197 кг) мог разогнаться до 265 км/ч — очень хороший показатель. VR1000 участвовал в соревнованиях 7 лет, не единожды поднимался на призовые места, но победителем так ни разу и не стал.
Но ещё за 11 лет до его появления над спортивной темой начал колдовать талантливый конструктор Эрик Бьюэлл. Основой для его спортбайков были V-Twin'ы объёмом 1200 куб. см. и мощностью 70 л. с. от старшего семейства «Спортстеров».
Самым мощным из таких гоночных мотоциклов был выпущенный в количестве 50 экземпляров Buell XBRR, основательно доработанный двигатель которого развивал 150 л. с. при объёме в 1 400 куб см. Но громких побед он не одержал.
Со временем компания Бьюэлла стала дочерним предприятием Harley-Davidson. Она просуществовала до 2009 г., выпустив, в общей сложности 136 923 мотоцикла, которые часто отличались оригинальными техническими решениями. Например, у Buell XB12 Lightning бензобак располагался внутри диагональной рамы, а маслобак — в заднем маятнике.
Что же, роман со спортом высших достижений у Harley-Davidson не сложился. Зато придавать спортивные черты дорожным мотоциклам в Милуоки научились. Пожалуй, что именно «Харли-Дэвидсон» стал родоначальником такого класса мотоциклов, как пауэр-круизеры.
Первый такой байк появился в 1957 г. и назывался он Harley-Davidson XL883 Sportster. Модель была прогрессивной по тем временам — гидравлические амортизаторы спереди и сзади, моноблочный верхнеклапанный двигатель. При объёме в 55 кубических дюймов (или 883 куб. см. в метрической системе мер) он развивал мощность 47 л. с. и разгонялся до 170 км/ч.
Новая модель была призвана противостоять нашествию мощных и скоростных английских мотоциклов. Какое-то время она с этой задачей успешно справлялась — в 1977 г. выпускалась даже весьма мощная и быстрая модификация XLCR 1 000, сделанная в чисто британском стиле café racer.
Но европейские и японские мотопроизводители эволюционировали гораздо быстрее, поэтому «Спортстеры» скоро превратились в просто хорошие мотоциклы без каких-либо спортивных черт.
Очередную попытку поиграть мускулами неунывающий Harley предпринял в 2002 г., выпустив пауэр-круизер модели VRSCA V-Rod. Это был революционный для фирмы байк — его мотор, оставшийся V-Twin'ом, получил угол развала цилиндров в 60 градусов вместо 45, жидкостное охдаждение, верхние распредвалы и по 4 клапана на цилиндр.
Объём этого мотора — 1250 куб. см., мощность — 119 л. с., крутящий момент — 113 Нм. С ним весящий почти 300 кг мотоцикл разгоняется до 223 км/ч., а его средний расход топлива составляет около 6,5 л. на 100 км.
Кстати, то, что двигатель создавался специалистами из Porsche — неправда. Он был создан в США и отправлен в Германию исключительно для того, чтобы в «Порше» испытали его и дали рекомендации по доработке.
Несмотря на то, что V-Rod получился удачным, консервативно настроенные поклонники марки приняли его холодно. Ещё бы: чего только стоит бензобак под седлом — прямо, какой-то V-Max, не к ночи будь помянут… Тем не менее, модель выпускалась в разных модификациях аж 15 лет.
Был ещё и Sportster XR1200, появившийся в 2010 г. и изначально предназначавшийся для Европы. Его мотор серии Evolution при объёме 1203 куб. см. был форсирован до 90 л. с. при крутящем моменте 100,3 Нм. Мотоцикл прекрасно управлялся, имел полностью регулируемую подвеску Showa и мощные тормоза Nissin. Но спрос на него оказался, увы, невысоким.
Но в ушах «командиров производства» в Милуоки по-прежнему звучала спортивная нотка… Она воплотилась в этом году: свет увидел Harley-Davidson FXDR 114 — вполне себе традиционный, но донельзя напичканный новыми технологиями.
Чего только стоит его мотор Milwaukee-Eight 114! Этот V-Twin с классическим углом развала цилиндров в 45 градусов имеет объём 1870 куб. см., крутящий момент 160 Нм и мощность более 100 л. с. При этом у него жидкостное охлаждение, но оребрение цилиндров сохранено, а радиатор замаскирован между передними трубами рамы.
Кроме того, у мотора по 4 клапана и по 2 свечи зажигания в каждом цилиндре. Благодаря этому, улучшается наполнение цилиндров горючей смесью, а сама она сгорает быстрее и полнее. В итоге у мотора не только замечательная мощность, но и удивительная для такого объёма экономичность: средний расход бензина — всего 5,6 л. на 100 км. Поэтому на баке ёмкостью 16,7 л. он может уехать очень далеко.
А ведь Harley-Davidson FXDR 114 — отнюдь не мопед. Его длина — 2 425 мм, база — 1 735 мм, высота по седлу — 720 мм, вес — 303 кг. Его геометрия — чисто круизерная (наклон рулевой колонки — 34 градуса, вылет вилки — 120 мм), однако полностью регулируемая подвеска и цепкие дисковые тормоза на обоих колёсах позволяют ему не только вальяжно перемещаться по прямому шоссе, но и петлять по горным серпантинам.
Словом, Harley-Davidson подготовил очередного 2-колёсного атлета, а насколько успешным будет его жизненный путь — покажет время.