С марта в России может повыситься утилизационный сбор на автомобили. В Минпромторге рассказали, что внесенный ведомством соответствующий проект постановления будет принят правительство РФ до конца марта.

Речь идет о плановой индексации утилизационного сбора — в проекте федерального бюджета на 2018−2020 годы говорилось об этих планах, а повышения сбора ждали уже с января. Ранее сообщалось, что размер сбора увеличится в среднем на 15%, хотя на самом деле он зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя, которым оснащена та или иная модель.

Понятно, что вслед за увеличением размера утильсбора ожидается и повышение цен на автомобили. Судя по всему, так оно и будет, но повысится стоимость, во-первых, только импортируемых ТС, а во-вторых, в большей мере это коснется рынка LCV.

Дело в том, что сегодня для легковых машин некоммерческого использования действует базовая ставка в 20 000 рублей, а для грузовиков и автобусов — 150 000 рублей. Ожидается, что именно относительно последних будет применен наибольший коэффициент повышения сбора.

Тут стоит напомнить, что сам по себе утилизационный сбор призван компенсировать потери бюджета от вынужденного снижения ввозных пошлин на автомобили — по условиям вступления в ВТО пошлины должны уменьшиться до 15% к 2019 году. Правда, при введении сбора достаточно много говорили именно о том, что заложено в названии сбора — заявлялась, что утилизационный сбор по сути своей призван компенсировать трудоемкость самой утилизации.

Так или иначе, государство компенсирует всем компаниям, которые занимаются сборкой авто на территории России, этот сбор, выдавая специальные субсидии. Так что повышение цен не должно затронуть те модели, которые собираются локально в России — будь то иностранные бренды или отечественные марки. Конечно, при соблюдении ряда условий.

С 2018 года Минпромторг вводит так называемые специнвестконтракты (СПИК). Их смысл как раз и заключается в том, что производители, подписывая такой контракт, обязуются придерживаться определенного уровня локализации производства, а в ответ получают те самые субсидии. И именно поэтому последнее время мы читаем новости про открытие новых производственных площадок, в том числе для производства комплектующих, а не только крупноузловой сборки.

Первые СПИКи по планам Минпромоторга должны быть сформированы как раз к весне текущего года. Ранее глава Минпромоторга Денис Мантуров рассказывал, что существует девять «критических» технологий, которые должны быть реализованы в РФ компаниями, желающими подписать СПИК. Это производство двигателей, трансмиссии, систем управления, систем автоматической помощи водителю, гибридных силовых установок, отдельные аккумуляторные ячейки и системы управления к ним, мотор-колеса и редукторы к ним.