Более 50 тыс. российских компаний ведут свой бизнес в области оказания услуг по ремонту и обслуживания автомобилей. Лишь 9 процентов из них - это официальные дилеры. 33 процента из этих компаний - независимые станции технического обслуживания (СТО). А вот 58 процентов - всё остальное: автомойки, тюнинг-ателье, станции по кузовному ремонту, по ремонту электрики и т.д.
Такие данные можно получить в недавнем отчете исследовательской компании «Австостат».
При этом можно говорить о росте спроса на подобные услуги. Если в 2012 году объем этого рынка по данным того же «Автостата» составлял в примерно 300 млрд руб., то в 2015 году он превысил отметку в 500 млрд руб. То есть динамика такова, что за три последних года рынок увеличился более, чем в полтора раза. А в текущем 2016 году, уверены в компании, количество автосервисов вырастет ещё на 15-20 процентов.
Причины просты. Во-первых, несмотря на кризис, новые автомобили всё таки продаются. По разным оценкам, в России в любом случае будет продаваться не менее 1 миллиона новых автомобилей в год. Понятно, что с ростом автопарка должно расти и общее количество обслуживающих сервисов. Во-вторых, теперь уже из-за кризиса, а не вопреки - многие из тех, кто хочет купить новый автомобиль, пока не может этого сделать и пользуется старым. Который, понятное дело, чем старее, тем требует больше вложений в ремонт.
В этом же кроется причина большого количества небольших ремонтных компаний и сравнительно небольшое количество официальных дилеров. Со старыми автомобилями никто к «официантам» не едет, поскольку это экономически не выгодно. У официальных дилеров любой ремонт получается дороже - из-за тех правил и прейскурантов, которых их вынуждают придерживаться производители. Речь и о невозможности использовать в ремонте более дешевые запчасти сторонних производителей, и о других особенностях. Поэтому складывается так, что обращаться в официальный сервис автовладельца вынуждает только страх потерять гарантию на автомобиль. Как только срок гарантии проходит - прямая дорога в «гаражи».
В настоящее время по данным «Автостата» рынок «теневых» авторемонтных сервисов составляет около 140 млрд руб. Это примерно одна четвертая часть объема рынка официальных автосервисов - несмотря на то, что самих компаний такого профиля в процентном соотношении гораздо больше, чем «официалов». Все же размеры таких компаний, большая часть которых всему этому рынку даёт название «гаражного», достаточно малы.
Ещё одна причина, по которой специалисты сомневаются в росте рынка «теневых» автосервисов заключается в том, что современные автомобили становятся с каждым годом и с каждой новой моделью все сложней. Работа с такими автомобилями требует образования и постоянной доподготовки специалистов, что часто работникам мелких сервисов просто недоступно.