В 2015 году продажи подержанных автомобилей в России сократились на 19 процентов. В абсолютных цифрах это означает, что 4,9 млн единиц транспортных средств было перепродано в России. Такие данные приводит агентство PricewaterhouseCoopers. По данным аналитиков, падение могло быть куда более сильным.
Удержало рынок ровно то же, что уронило его - курс российской национальной валюты по отношению к мировым валютам. Вернее то, что к российскому рынку б/у автомобилей проявили интерес зарубежные покупатели. Так что рынок в итоге включил в себя не только продажи внутри страны, но и за границу. Кроме того, и внутренний рынок вырос благодаря интересу зарубежных покупателей. Активно растет рынок скупки - выкуп авто с пробегом и даже выкуп авто после ДТП стали использоваться активней, потому что продать машину популярного бренда стало проще.
Интерес иностранцев к б/у автомобилям из РФ понятен. Подержанные автомобили в России сейчас самые дешевые в мире - если перевести ценник из рублей в доллары, разница в цене может доходить до 50-60 процентов. Так активный интерес к российскому рынку б/у авто проявляли жители Казахстана. Тенденция пошла на убыль только в конце 2014 года. По примерно той же причине - с августа прошлого года тенге обесценился почти в два раза и покупать машины за рубли стало не так выгодно.
Согласно статистике интернет-портала «Авто.ру», зарубежные пользователи стали в два раза чаще просматривать сайт объявлений. Аналитики сервиса посчитали, что число объявлений, снятых с «Авто.ру» и появившихся на порталах Белоруссии и Казахстана, увеличилось на 26%.
Специалисты подтверждают, что в 2016 году за машинами в Россию едут не только белорусы и казахи, но еще и граждане Евросоюза, китайцы и арабы. При этом отмечается, что если белорусы и казахи в основном покупали автомобили для личного пользования, то европейцы и азиаты приобретают машины для последующей перепродажи. Для таких целей скупаются как правило автомобили премиального сегмента: BMW X5, Audi A6, Mercedes-Benz E-Class, Kia Sportage и Volvo XC90. Периодически зарубежные покупатели из этих стран покупают в России и винтажные автомобили, выставляемыми на продажу россиянами.
При этом покупатели из Белоруссии и Казахстана несут гораздо меньше финансовых потерь, чем граждане ЕС или ОАЭ. Скажем, платить таможенные пошлины им не требуется. Основная статья расходов – это утилизационный сбор. В Белоруссии его размер составляет от 17 500 до 26 600 руб., а в Казахстане ставки существенно выше – порядка 65 000 руб. за автомобиль.
У покупателей из Германии дополнительные платежи гораздо больше. За растаможку российского автомобиля новый владелец заплатит 10 процентов от стоимости машины, прописанной в договоре купли-продажи. Еще 18 процентов от цены автомобиля – это НДС. В Эмиратах таможенные пошлины ниже немецких – 5 процентов и еще в 1 процент от стоимости обойдется обязательная страховка для постановки на учет.