Литр масла на 100 километров пробега, практически отсутствующая вентиляция салона, неудобные сидения, теснота в ногах и слабо светящиеся фары не останавливали покупателей. Сногсшибательная внешность и захватывающая динамика прощала все. Желающие выстраивались в очереди, им было наплевать на эти мелкие недостатки.
О Jaguar E-Type мечтали все. Он мгновенно стал таким же символом шестидесятых, как Beatles или мини-юбка. Автомобиль влюблял в себя с первого взгляда, неудивительно, что им владели самые известные люди того времени.
Как пишет блог НедоСМИ, даже Энцо Феррари, недолюбливавший английские машины, назвал E-Type самым красивым автомобилем мира.
Рассказывая о создании E-Type, невозможно обойтись без упоминания аварии на гонке «24 часа Ле-Мана» в 1955 году. В то время привычных нам норм безопасности на спортивных мероприятиях не существовало. Трасса оставалась неизменной 30 лет, а скорость автомобилей за это время выросла со ста до трехсот километров в час. Погибло много зрителей.
D-Type, предшественник E-type, тогда финишировал первым, но такая победа не нужна была никому. Владелец Jaguar Уильям Лайонз распустил свою заводскую команду. А Mercedes-Benz отказался от участия в автосостязаниях на 30 лет. По всей Европе вводится запрет на автогонки. В Швейцарии такой закон действует до сих пор.
Победы на гоночных трассах всегда были лучшей рекламой серийных моделей Jaguar. В революционный по тем временам D-type было вложено столько сил и средств, что сэр Уильям просто не мог отступить. В цехах компании было много гоночных «дэшек» разной степени готовности. Лайонз решает предложить гоночный D-type обычным покупателям. Идея проваливается, автомобиль стоит как четыре Chevrolet Corvette, удается продать только 43 машины.
Уильям Лайонз не сдается и переделывает D-Type в гламурный суперкар. Автомобиль обзаводится пассажирским сидением, полноценным лобовым стеклом с дворниками и легким тентом. Мотор оставляют прежним. 250-сильный двигатель разгонял авто до потрясающих 260 км/ч. Модель называют Jaguar-XKSS.
Но страшный пожар на заводе Jaguar в Браунз-лейн рушит все планы. Уничтожено множество готовых XKSS и комплектующих к ним. Продаться успели только 16 машин.
Уильям Лайонз решает не возобновлять производство модели и начинает создавать совершенно новый автомобиль, используя весь накопленный в гонках опыт.
Над проектом работает главный дизайнер Jaguar Малколм Сейер. Бывший авиаинженер Bristol Aeroplane Company, выпускавшей боевые самолеты, не любил, когда его называли дизайнером, считая себя прежде всего специалистом по аэродинамике. Первый прототип появился в конце 1957 года под индексом E1A (E-type 1 Aluminium). Несущий монокок из алюминия, 3,8-литровая «шестерка» и революционная задняя подвеска.
До этого Jaguar даже на гоночных машинах использовал зависимую заднюю подвеску, но с ростом скоростей она все меньше устраивала пилотов. Лайонс был уверен, что создать новую конструкцию быстрее чем за месяц невозможно, тогда инженер Боб Найт на спор в пять фунтов разработал новую заднюю подвеску всего за 27 дней. Конструкция оказалась настолько удачной, что, с изменениями, продержалась на автомобилях Jaguar до 1990-х годов.
Концепция Е1А понравилась Уильяму Лайонзу, и вскоре появился второй прототип, уже более приближенный к серийной модели. Jaguar E2A, оснащенный высокофорсированным 3-литровым мотором с системой впрыска топлива.
На основе него был создан Jaguar E-Type.
Женевский автосалон 1961 года превратился в шоу одного автомобиля — Jaguar E-type очаровал абсолютно всех. Успех предпоказа для журналистов был настолько потрясающим, что Лайонз попросил Нормана Дьюиса, главного испытателя Ягуаров, за ночь пригнать из Англии второй из имевшихся на тот момент экземпляров автомобиля.
1000 миль от Ковентри до Женевы Норман проделал чуть больше чем за 11 часов! На вопрос, как ему это удалось, отвечает просто: «Ну, радаров-то в те времена не было...» Сейчас ему за 90, вот он на фото.
Jaguar брал за душу абсолютно всем, выделить какую-то отдельную деталь или элемент E-type не представляется возможным. По сути новый спорткар так и остался вариацией на тему гоночного D-type, лишь слегка причесанной и облагороженной. Но удивительное сочетание аэродинамичных мускулистых форм и идеальных пропорций создали незабываемый образ. «Ешка», словно голливудская красотка, влюбляла с первого взгляда.
Продвинутая задняя независимая подвеска и дисковые тормоза в то время были редкостью, а 3,8-литровый мотор выдавал 265 л.с, что обеспечивало машине умопомрачительную динамику — 6,9 секунды до сотни и 241 км/ч максимальной скорости. При всем при этом E-type с его сногсшибательной внешностью, а также захватывающей динамикой и управляемостью стоил сравнительно недорого.
Спрос на новинку из Ковентри значительно превысил предложение — фирме не приходилось даже тратиться на рекламу. А главное, к великой радости Уильяма Лайонза, успех E-type локомотивом потянул за собой продажи остальных моделей.
Клиенты приходили в шоу-румы поглазеть на неземной красоты «ешку», но, узнав, сколько придется ждать, шли на компромисс и выбирали другие Jaguar из имевшихся в наличии.
E-Type стал первым доступным суперкаром и оставался настоящей автомобильной иконой в течение 14 лет продаж. За это время он обзавелся новым двигателем, коробкой-автоматом и даже удлиненной версией с дополнительным детским рядом сидений.
Всего было продано более 70 000 экземпляров, что сделало E-Type серийным спортивным автомобилем номер один в Европе. А, спустя полвека, появился преемник самого популярного сторткара
Который был назван F-TYPE