Ни для кого не секрет, что в Петербурге вовсю начался велосезон и на дороги нашего города вылезло несметное полчище двухколёсных. К сожалению, повышение количества участников дорожного движения ведёт и к увеличению риска ДТП. Избежать многочасового ожидания ДПС помогут несколько советов от тест-инженера компании «ВелоДрайв» - Павла Семёнова, который за свой многолетний стаж городской велоезды успел изучить проблему с обеих сторон, и передвигаясь за рулём двухколёсного коня, и будучи штурманом различного автотранспорта.
1. Будь заметен. Сидя в автомобиле - включай поворотники, даже если вокруг никого нет, ведь эти велосипедисты всегда берутся ниоткуда и не телепаты, чтобы предугадать твой манёвр. Включай поворотники заранее перед поворотом, даже когда стоишь в пробке - справа тебя может опережать велосипедист. Не забывай включать фары согласно ПДД.
Сидя на велосипеде - используй яркую одежду либо сигнальный жилет со светоотражателями, переднюю фару и задний маячок - не только в тёмное время суток, но и в сумерки, а по возможности днём. Это делает тебя более заметным в зеркалах заднего обзора автомобиля. Надетый шлем позволит не только сохранить в целости голову при ДТП, но и выделит тебя из толпы пешеходов, выскакивающих на дорогу в ожидании автобуса. Это позволит водителю поверх крыш автомобилей определить тебя, как движущееся ТС и ожидать от тебя манёвров.
2. Будь предсказуем. Выходя из автомобиля, обязательно убедись, что открытая дверь не создает помеху едущему велосипедисту. Думай и за своих пассажиров тоже, особенно высаживая их не впритык к поребрику. Не разблокируй двери пассажиров, пока не убедишься, что они не выпрыгнут под колёса велосипедиста. Пассажира может и не жалко, а дверь придётся менять.
При поездке на велосипеде обязательно показывай манёвры с помощью рук, даже если это простое перестроение на полметра левее при объезде препятствия. Не совершай неожиданных манёвров. Перед остановкой или замедлением обязательно подними руку вверх, предупреждая едущих сзади. Прочитай ПДД ещё раз, и особенно о сигнализации жестами.
3. Будь прямолинеен. Двигаясь в автомобиле, не играй в шахматиста, даже в пределах своего ряда. Ширина полосы движения 3,5 метра, твоего автомобиля - 2 метра. Целых 1,5 метра остаётся для движения велосипедиста шириной 0,7 метра. Если ты однажды встанешь чуть правее, чем твои соседи по полосе, то ты перекроешь эти полтора метра "воздуха" велосипедисту. В лучшем случае, он просто врежется в тебя. В худшем - забросит велосипед в гараж и пересядет на автомобиль, добавив ещё пару баллов к Яндекс.Пробкам. Уважай тех, кто делает дороги свободнее и не занимает места на парковках ;)
При поездке на велосипеде не мельтеши, соблюдай прямолинейную траекторию. Если совершая "объезд препятствия" в виде череды припаркованных машин ты увидел 100-200 метров свободного пространства у поребрика, не спеши к нему жаться, чтобы не потеряться из виду едущих сзади машин за припаркованными. Возобновлять "объезд препятствия" следует плавно, заранее перестроившись левее и обязательно показав свой манёвр рукой так, чтобы его отчётливо видели водители. Не следует до последнего ехать у поребрика, чтобы потом внезапно вырулить на другой край полосы объезжая припаркованное авто.
4. Помни о знаках и ПДД. В новой редакции ПДД водитель обязан уступать дорогу велосипедистам едущим справа, если он совершает правый поворот. К сожалению, неопределённость в некоторых пунктах ПДД касательно местоположения велосипедистов на проезжей части вынуждает новичков-любителей ехать у поребрика даже в тех случаях, когда им надо прямо, а правый ряд идёт только направо. Помните о таких индивидуумах и перед поворотом убедитесь, что вы не притёрли незадачливого велосипедиста попытавшегося проскочить. Велосипедистам же нужно внимательно следить за знаками и соблюдать рядность движения, во избежание подобных ситуаций. Заранее перестроившись в правый край ряда, который идёт на перекрёстке прямо, вы избавите от проблем и себя, и автомобилистов которым надо направо. Если подобной возможности нет, то есть два варианта. Либо дождитесь красного сигнала светофора у поребрика или на тротуаре, и займите место после стоп-линии в правом ряду, так, чтобы водитель поворачивающий направо вас видел. По зелёному сигналу начните движение прямо. Либо спешившись, пересеките перекрёсток по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора.
5. Соблюдай дистанцию и скоростной режим. Водитель, помни, покрытие наших дорог несовершенно и велосипедист, чтобы не упасть тебе под колёса, может совершить внезапный манёвр объезжая яму. Соблюдай дистанцию не менее 1 метра при проезде мимо велосипедиста. Также помни о воздушном мешке, совершая обгон велосипедиста, при проезде "впритирку" его может затянуть тебе под задние колёса, особенно если ты на длинномерном автобусе или грузовике.
Велосипедист, помни, машины в городе едут со скоростями до 60 км\ч, а нарушители и больше. Выезжая с второстепенной дороги, пересекая нерегулируемый перекрёсток, совершая манёвр - здраво оценивай расстояние до ближайшего автомобиля и его скорость, не пытайся выстроиться в поток - он может неожиданно ускориться. Обязательно соблюдай дистанцию до припаркованных автомобилей, во избежание встречи с открывшейся дверью; держись в 1 метре от поребрика, чтобы в случае ямы либо открытого люка у тебя была возможность безопасного манёвра не только влево, но и вправо. Не прижимайся плотно сзади к едущим автомобилям, твой тормозной путь и реакция не позволят избежать столкновения в случае резкой остановки автомобиля.
И главное, уважайте друг друга и соблюдайте ПДД. Приглашаем всех желающих для воскресных покатушек на велосипеде (каждое воскресенье лета 2014 года).
Павел Семенов, тест-инженер компании «www.velodrive.ru».