В мире автоспорта Формула-1 давно перестала быть просто гоночной серией, превратившись в многомиллиардный бизнес. Ежегодные оценки стоимости команд демонстрируют стремительный рост капитализации участников чемпионата, с Ferrari, уверенно занимающей вершину финансового пьедестала.
А вот что касается спортивной составляющей, то тут у итальянской команды дела обстоят не лучшим образом. Перед заключительной гонкой сезона, которая состоится 7 декабря, и на которую распространяются все бонусы от букмекерских контор, шансов на титул у «Феррари» нет.
Финансовая иерархия королевских гонок
Согласно последним данным аналитиков из Sportico и Forbes, совокупная стоимость всех десяти команд превысила впечатляющие $23 миллиарда. Ferrari оценивается примерно в $6,4-6,5 млрд, что сопоставимо со стоимостью футбольного гранда «Реал Мадрид». Такой показатель делает итальянскую команду абсолютным лидером не только в Формуле-1, но и одной из самых дорогих спортивных организаций в мире.
Серебряный призер финансового рейтинга – Mercedes с оценкой около $6 млрд. Несмотря на отставание от Ferrari, немецкая команда демонстрирует превосходные показатели выручки ($799 млн) и прибыли ($202 млн), превосходя по этим параметрам даже лидера рейтинга.
Тройку наиболее ценных коллективов замыкает McLaren, стоимость которой выросла до $4,4-4,7 млрд. Британская команда совершила настоящий прорыв, поднявшись в рейтинге и опередив Red Bull Racing.
Парадокс финансового доминирования Ferrari
Удивительный аспект лидерства Ferrari заключается в том, что команда удерживает титул самой дорогой, несмотря на длительное отсутствие чемпионских титулов. Итальянский коллектив не выигрывал Кубок конструкторов с 2008 года, а последний чемпионский титул пилота датируется 2007 годом.
Ключевые факторы, обеспечивающие финансовое превосходство Ferrari:
- Легендарный бренд с непревзойденной историей в автоспорте.
- Высочайшая медиаценность для спонсоров (на 44% выше, чем у ближайших конкурентов).
- Лояльная глобальная база болельщиков (самая многочисленная в чемпионате).
- Синергия с премиальным автомобильным бизнесом.
- Эксклюзивный статус и итальянское наследие.
Революция в экономике Формулы-1
Введение потолка расходов в 2021 году стало переломным моментом для экономики чемпионата. Ограничение бюджетов привело к тому, что большинство команд (шесть из десяти) стали прибыльными, что ранее было редкостью в мире Формулы-1.
Средняя стоимость команды выросла до $3,6 млрд, увеличившись на 89% с 2023 года. Такая динамика делает Формулу-1 одним из наиболее быстрорастущих спортивных активов в мире, что подтверждается интересом новых участников – Audi и Cadillac, готовящихся к вхождению в чемпионат.
Феномен Ferrari демонстрирует, что в современной Формуле-1 финансовое доминирование может существовать параллельно со спортивными результатами, определяясь факторами, выходящими за пределы трассы.