Компания Ростсельмаш сообщает о работе над созданием собственных автоматических коробок передач (АКПП). В настоящее время организация реализует два ключевых проекта в этой области и выпуск опытно-промышленной партии коробок передач, который будет осуществляться на заводе трансмиссий. Производственная площадка уже подготовлена и оснащена необходимым оборудованием.
О своей первой автоматической коробке передач компания заявила в декабре 2024 года, представив опытный образец первой в России трансмиссии PowerShift для тяжелых тракторов мощностью 440–620 л.с.
Этот проект является приоритетным, поскольку до сих пор подобные разработки в стране не проводились, да и в мире всего несколько компаний, выпускающиё такую технику.
При проектировании АКПП был выбран тип PowerShift, который отличается высокой производительностью и удобством для механизатора, что позволяет оптимально использовать тяговый потенциал тракторов и снижать себестоимость производства в сравнении с коробками передач, работающими по другим принципам.
Вот отличительные черты АКПП типа PowerShift:
- Гидромеханическая конструкция, где вместо двойного сцепления используется гидротрансформатор и фрикционные муфты. Переключение передач происходит без разрыва потока мощности (как в классическом автомате).
- Множество диапазонов и передач: обычно 4–6 диапазонов (например, A, B, C, D) плюс множество ступеней (16–24 передачи). Водитель может переключать передачи на ходу без потери тяги.
- Электронное управление (AutoPower, AutoShift): система сама подбирает оптимальную передачу в зависимости от нагрузки. Возможность предустановки режимов (транспорт, поле, тяжелые условия).
- Высокая надёжность и адаптация к нагрузкам: рассчитана на постоянную работу под высоким крутящим моментом.Нет проблем с перегревом, как у автомобильных DCT-коробок
В настоящее время проект АКПП для тракторов 3000 серии от Ростсельмаша находится на стадии сборки и испытаний. Два опытных образца в составе тракторов проходят обкатку по заданным алгоритмам, и в данный момент идет работа над программным обеспечением. Следующий этап включает трековые и полевые испытания для проверки надежности и функциональности, которые планируются на осень.
Второе направление работы связано с созданием автоматической коробки передач для классических тракторов 1000 серии с мощностью 270–370 л.с. Первый образец АКПП типа PowerShift уже собран.
Разработка ведется с 2021 года научно-техническим центром Ростсельмаш. Основная задача заключалась в создании локализованного продукта, независимого от западных компонентов, но при этом не уступающего по техническим характеристикам существующим аналогам на рынке.
Новое устройство АКПП для классического трактора может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Оно имеет 16 скоростей вперед и 9 назад, а также функцию отбора мощности для гидравлических систем трактора. В дальнейшем планируется установка на задний мост устройства для уменьшения скорости, что будет актуально для полевых операций, когда трактор движется на очень низких скоростях от 0,3 до 2,5 км/ч.
Конструкция АКПП классического трактора предусматривает объединение с задним мостом в единый моноблок, который выполняет функцию элемента несущей системы агромашины. Общая масляная ванна обеспечивает одновременную смазку обоих агрегатов без необходимости в дополнительных гидромоторах и насосах. АКПП уже прошла стендовые испытания на предприятиях.