Китайская автомобильная промышленность на протяжении многих лет раздувала продажи автомобилей, по сути удваивая число продаж "на ровном месте". Схема проста - сначала новые автомобили выкупаются специальной компанией, затем быстро оформляются и тут же отправляются на продажу за границу как подержанные.
Не последнее место, куда отправлялись такие авто - это российский рынок. Те же Reuters упоминают в качестве регионов, куда отправлялись такие авто, именно Россию, Центральную Азию и Ближний Восток (а позже уточняет, что речь о РФ и СНГ). Так-то выглядит даже приятно, ведь выходит, что покупатели получали вместо б/у машины с нулевым пробегом.
Зачем всё это нужно самим китайцам? Объясняется, что схема позволяет китайским автопроизводителям избавляться от автомобилей, которые было бы сложно продать на внутреннем рынке. А заодно "улучшать статистику". Очевидно, что это всё может учитываться в отчётах - две продажи лучше, чем одна, и люди при деле (то есть и зарплата, и экономический рост, и рост экспорта).
СМИ утверждают, что схема используется не менее 10 лет. Впрочем, говорить об этом стали не так давно и тема интересна западными СМИ в контексте ценовой войны с "китайцами" (мы говорим об автомобилях в данном случае).
Опять же, судя по публикациям, внимание к проблеме привлёк глава Great Wall Motor, который буквально в мае раскритиковал продажу подержанных автомобилей с нулевым пробегом в самом Китае, причём через местное издание, считающееся партийным (речь о партии у власти) рупором.
В данном случае речь шла о такой проблеме, как демпинг на внутреннем рынке - а там тоже довольно жёсткая конкуренция. В итоге крайними вообще оказались региональные правительства Китая, которые таким образом выполняют свои планы, реализуя задачи, поставленные центральной властью.
"Демонстрация быстрого роста продаж и занятости может привести к повышению или разблокированию нового финансирования, в то время как невыполнение экономических целей может привести к понижению в должности местных чиновников", - так это описывает Reuters.
Тут же приводятся слова главы Китайской ассоциации легковых автомобилей, который считает, что это альтернативный канал для автопроизводителей Китая для доступа к определенным зарубежным рынкам, на которые они могут быть не в состоянии получить доступ из-за растущих торговых барьеров во всем мире.
Также такой подход позволи удовлетворить зарубежный спрос на автомобили китайского производства в странах, куда официально те или иные китайские бренды еще не пришли. Ну тут мы и сами видим, как это происходит.
Что касается непосредственно самой поддержки такого подхода властями, то она, как выясняется, включает различные формы. Скажем, начиная с упрощения оформления документов и выделения дополнительных квот на регистрацию местных транспортных средств до создания бесплатных складов для подержанных автомобилей с нулевым пробегом вблизи сухопутных и морских границ Китая.
Так в феврале 2024 года плановая комиссия города Шэньчжэнь пообещала расширить экспорт подержанных автомобилей с нулевым пробегом, чтобы довести показатели до 400 000 транспортных средств. В Гуанчжоу в начале этого года объявили о создании механизма поддержки и ускорения экспорта путём выделения дополнительных квот на местную регистрацию. Это просто пара примеров.
Вообще статистика тут интересная - из 436 000 подержанных легковых и коммерческих автомобилей, экспортированных Китаем в 2024 году, 90% имеют нулевой пробег. Впрочем, сама цифра не так впечатляет по сравнению с общей статистикой – всего Китай за 2024 год экспортировал 6,41 млн автомобилей. Около 6% из них были именно подержанными автомобилями с нулевым пробегом.
Показательно и то, что большинство таких "подержанных автомобилей" без пробега - с ДВС, при этом в самом Китае активно продвигают "электрички", на которые распространяются государственные субсидии и пр. льготы.
Что ещё интересно нам. Reuters отмечает в своей статье по этому поводу, что в 2023 году Россия издала правительственный указ, фактически запрещающий продажу подержанных автомобилей с нулевым пробегом от марок, у которых уже есть официальные дистрибьюторы в стране. Так что у нас такие авто - это только тот самый "параллельный импорт".