В российском правительстве рассматривают различные варианты государственной поддержки для автопроизводителей. Как цитируют СМИ слова первого вице-премьера России Дениса Мантурова, цель таких инициатив в том, чтобы стимулировать потребителей к покупке автомобилей, а не держать деньги на депозитах.
Правда, сами деньги будут выделяться именно автопроизводителям, чтобы те давали потом скидки покупателям своих транспортных средств. Сообщается, что правительство рассмотрит все подготовленные предложения и в течение двух недель сможет выбрать наиболее актуальные меры.
«Разные варианты на сегодняшний день рассматриваются, что могло бы, с одной стороны, поддержать автопроизводителей, а с другой стороны, мотивировать потребителей не на депозитах где-нибудь держать [средства], а приобретать автомобиль», — цитирует ТАСС слова Дениса Мантурова.
Сейчас в России действует несколько программ поддержки автопрома, направленных на стимулирование спроса, развитие производства и внедрение новых технологий. Основные меры включают, например, льготное автокредитование и льготный лизинг.
В первом случае речь идёт о программах «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», в рамках которых кредитная ставка субсидируется государством — сейчас в среднем 5−8% вместо рыночных 15−20%. Во втором случае государство компенсирует часть ставки для юрлиц и ИП (особенно для коммерческого транспорта).
Есть также программа утилизации, в рамках которой даётся скидка до 25% при сдаче старого авто, но она распространяется на российские марки (Lada, УАЗ, ГАЗ, «Москвич», Evolute) и некоторые иномарки, собранные в РФ (например, Hyundai, Kia, Volkswagen).
Можно учесть и программы поддержки электромобилей, включающие субсидии производителям (компенсация части затрат на производство), и льготы для покупателей вроде таких, как нулевой транспортный налог (в некоторых регионах), отмена утилизационного сбора и ввозной пошлины (для локализованных моделей), а также программы льготного кредитования (например, на Evolute).
Поддерживается деньгами от государства и локализация производства. СПИК (специальный инвестиционный контракт) даёт льготы для автопроизводителей, которые локализуют производство в РФ. А таможенные преференции подразумевают снижение пошлин на импорт компонентов при глубокой локализации.
Отдельно можно сказать о поддержке экспорта — это субсидирование логистики для экспорта российских авто (например, в СНГ, Ближний Восток, Африку) и государственные гарантии для иностранных покупателей.
Также отдельного упоминания требует такая тема, как санкционные ограничения. Скажем, в России действует ограничение ввоза подержанных иномарок (например, запрет на ввоз старых авто из Японии).
Таким образом, государство активно субсидирует спрос (льготные кредиты, утилизация) и поддерживает производителей (льготы по локализации, СПИК). Однако из-за санкций и ухода иностранных брендов (Renault, Nissan, Volkswagen) рынок перестраивается: растет доля Lada, Moskvich, китайских марок (Haval, Chery, Geely) и новых российских проектов (Evolute, Atom).
Теперь известно, что обсуждаются и некие новые инициативы для поддержки спроса на автомобили, включая прямые субсидии автопроизводителям. Чем это будет отличаться от уже существующих практик, пока не совсем понятно, как и то, простимулирует ли это автолюбителей активней покупать «льготные» автомобили.