Домкрат — это неотъемлемая часть автомобильного набора, особенно при поездках на дальние расстояния или по пересеченной местности. Вопрос выбора подходящей модели становится особенно актуальным, когда речь идет о мобильности и быстром обслуживании машины в дороге.
Чаще всего водители выбирают между двумя конструкциями: реечный домкрат и домкрат подкатной. Оба имеют свои особенности, преимущества и ограничения, особенно если использовать их вне гаража — в полевых или дорожных условиях.
Краткое описание подкатного и реечного домкрата: принцип действия и назначение
Домкрат подкатной
Это гидравлический домкрат на колесах, предназначенный для быстрого подъема транспортных средств за счет плавного хода и точной подачи. Его основное применение — в условиях СТО и мастерских, где есть ровная и твёрдая поверхность.
- Грузоподъёмность: от 1,5 до 20 тонн;
- Ход штока: 130–500 мм (в зависимости от модели);
- Особенности: требует горизонтального пространства для установки, чувствителен к неровностям поверхности.
Реечный домкрат
Этот тип работает за счет механического перемещения зубчатой рейки, которую вручную перемещает оператор. Реечный домкрат применяется преимущественно в условиях бездорожья, при работе с внедорожниками, грузовиками, спецтехникой и в аварийно-спасательных операциях.
- Грузоподъёмность: 1,5–25 тонн;
- Высота подъема: до 1 метра и выше;
- Особенности: может использоваться на пересеченной местности.
Что лучше взять с собой в дорогу: сравнение по ключевым параметрам
1. Масса и габариты
- Домкрат подкатной: весит в среднем от 10 до 40 кг, требует места в багажнике, неудобен для ручной переноски.
- Реечный домкрат: компактнее по площади, но длиннее по высоте (до 1 метра), вес около 10–15 кг.
Вывод: для небольших автомобилей подкатной менее удобен при перевозке, а реечный проще разместить в багажнике или на внешнем креплении внедорожника.
2. Условия поверхности
- Домкрат подкатной: требует твердого, ровного основания. На песке, грунте, щебне может «проваливаться» и терять устойчивость.
- Реечный домкрат: может работать на неровных, рыхлых поверхностях, особенно если дополнительно использовать опорную плиту.
Вывод: для бездорожья, ремонта вне асфальта или на трассе с кюветами — выигрывает реечный.
3. Удобство использования
- Домкрат подкатной: поднимать легко, требует минимальных усилий за счет гидравлики, но необходимо обеспечить доступ сбоку и хорошее основание.
- Реечный домкрат: требует больше усилий и аккуратности при подъеме, но универсален и не зависит от точки опоры внизу.
Вывод: подкатной предпочтительнее в плане комфорта, но проигрывает в универсальности.
4. Прочие функции
- Реечный домкрат может использоваться как ручная лебедка, инструмент для вытягивания застрявшего авто;
- Подкатной домкрат имеет ограниченное применение — только подъем в вертикальной плоскости.
Когда пригодится подкатной, а когда — реечный домкрат
Оба вида домкратов можно использовать в дороге, но сценарии применения разные. Домкрат подкатной подойдет для поездок в городских условиях, при наличии хорошего дорожного покрытия, особенно если вы регулярно выполняете шиномонтаж или технический осмотр. Если вы отправляетесь в экспедицию, на охоту, рыбалку, работаете с тяжёлой техникой вне дорог — реечный домкрат будет более практичным и универсальным выбором.
Напоминаем, что перед поездкой важно не только купить домкрат, подходящий по грузоподъемности и конструкции, но и проверить его техническое состояние. От исправности домкрата зависит не только ваша мобильность, но и безопасность.