В прошлом году доходы государства от утилизационного сбора автомобилей составили 1,1 трлн рублей. Из этой суммы 669 млрд рублей пришлись на ввозимые транспортные средства, в то время как на автомобили, производимые в России — 417 млрд рублей. В 2023 году поступления по этой статье составили лишь 659 млрд рублей.

рост утильсбора

Рост доходов объясняется не только увеличением базовых ставок утилизационного сбора в октябре (на 70−85%), но и тем, что в прошлом году в утильсбор были добавлены три новых обязательных платежа — таможенная пошлина, НДС и акциз.

Кроме того, в 2024 году наблюдается рост импорта транспортных средств в Россию. Согласно данным «Автостата», за 2024 год было ввезено 1 017 100 новых автомобилей, что на 23% больше, чем в 2023 году. Все сегменты, кроме грузовых автомобилей, показали положительную динамику импорта.

Но еще одной причиной «сверхдоходов» бюджета в данной области является увеличение объемов автопроизводства непосредственно внутри страны, который уже сопоставим с импортом. За прошлый год было собрано 1 073 600 единиц автомобильной техники, что на 33% больше по сравнению с 2023 годом.

Доходы бюджета от утилизационного сбора продолжат расти, поскольку его размер в этом году уже увеличился на 20%. Также с 1 января прекратили действовать льготы по уплате утильсбора для гибридных и электромобилей. В совокупности, по прогнозам Минфина, доходы от утилизационного сбора могут достичь 2 трлн рублей к 2025 году.