Бурная деятельность нового президента США коснулась с первых же дней и автомобильного рынка — как местного, так (потенциально) и мирового. Дональд Трамп, отменяя инициативы Джо Байдена, теперь уже бывшего президента Соединённых Штатов, решил, что лишиться активной государственной поддержки должен и рынок электромобилей.

электромобили в США

«Мы положим конец „Новому зеленому курсу“ и отменим мандат на электромобили, спасая нашу автомобильную промышленность и выполняя мое священное обещание нашим великим американским автопроизводителям», — заявил Трамп в речь из Капитолия, добавив, что теперь американцы без проблем смогут купить автомобиль по своему выбору.

«Разве у них не было выбора?», — спросит любопытный читатель. Конечно, был!

Но если при стоимости в несколько десятков тысяч долларов тебе государство компенсирует 7,5 тысяч — вроде как выбор очевиден. Не для всех, да, но в большинстве случаев обычный экономный покупатель выберет то, что подешевле. С учётом, что его во всём остальном покупка устраивает.

Заявление Трампа воспринято американскими СМИ как сворачивание курса на «электрификацию» — начав с отмены федеральной налоговой льготы в эти самые 7,5 тысяч долларов на покупку электрокара, закончить он может отказом от государственного финансирования создания федеральной сети зарядных сетей для электромобилей, на что предыдущие власти выделили 7,5 млрд долларов. Согласно планам, к 2030 году число электрических зарядок для транспорта должно было составить 500 тысяч единиц.

электромобили в США

Показательно, что налоговые льготы для покупателей электромобилей Трамп назвал несправедливыми — видимо, и создание зарядных станций в этом контексте стоит расценивать как несправедливость. По отношению к владельцам обычных автомобилей с ДВС, конечно.

Некоторые видят за этими действиями желание президента Трампа полностью свернуть «экологическую повестку», отмечая, что он уже даже успел вывести США из так называемого Парижского соглашения по климату. Цель последнего — предпринимать меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере нашей планеты. Переход с ДВС на электромоторы — часть таких мер.

Именно отмена стандартов загрязнения для автомобилей, которые уже использовались для выпиливания многочисленных больших штрафов автопроизводителям, это следующий шаг, которого ждут от Трампа.

Эти стандарты не требовали производства электромобилей — они «давили» автомобили с обычными двигателями и, таким образом, стимулировали автопром выпускать именно «электрички».

Критики нового президента уже заверяют, что отказ от «чистых автомобилей» приведёт к тому, что будущие поколения американцев будут страдать от загрязнения воздуха, А нынешнее поколение столкнётся с подорожанием транспортных средств и отсутствием конкуренции в автопроме.

электромобили в США

Тут стоит отметить забавное. Как известно, одним из ярких сторонников Трампа является Илон Маск, владелец целого бизнеса, построенного на выпуске электромобилей (в США до сих пор для многих Tesla и электрокар — практически синонимы). Даже акции компании Tesla было упали на новостях о новой риторике Трампа — но потом подросли.

Знаете, почему? Оказалось, Илон Маск не очень боится этих решений Тармпа — специалисты как один давят на то, что оценивать Tesla надо не по потенциалу рынка электромобилей, а по потенциалу рынка ИИ. Сейчас именно работа над использованием ИИ и автопилотов — главная «фишка» Илона Маска и Tesla. И тут как раз многие ждут, что Трамп запустит какой-нибудь новый курс на «ИИзацию» вместо электрификации транспортных средств.

Пишут, например, что Tesla сейчас работает над использованием ИИ не только для обучения своей технологии автономного вождения, но даже для создания человекоподобных роботов. За это и покупают их акции.

Что же касается непосредственно рынка электромобилей, то всё это больше похоже не на борьбу сторонников того или иного пути развития страны или тем более отношения к экологии, нет. Электромобили в США — несмотря на все старания властей — не стали чем-то определяющим.

электромобили в США

Да, их продажи в среднем росли, но темп роста продаж — снижался. За 2024 год от всех купленных машин конкретно «электрички» в Штатах составили всего 7,5 процентов. В этом году ожидалось 10 процентов — если всё останется, как прежде. Теперь, видимо, доля электромобилей может вполне закономерно упасть.

И, думается, в США никто особо не расстроится. Электромобили здесь — дороже обычных машин, даже «гибриды» заметно дешевле. Китайским автопроизводителям, способным заполнить рынок недорогими «электричками», путь в США закрыт пошлинами, составляющими 100 процентов от стоимости самих авто.

Да и с инфраструктурой для электромобилей (читай — с той самой сетью зарядок) пока не очень хорошо.

Электромобили продолжают быть «домашней игрушкой» в том плане, что их всё ещё проще ставить на ночь на зарядку дома, чтобы хватило на день. На дальние поездки, которые американцы очень ценят, электромобили не рассчитаны, да и подзаряжать их вне городов особо не получается.

электромобили в США

Поэтому логичней решения Трампа оценивать как признак того, что американские власти (а в общем-то всё равно, какое имя у президента конкретно сейчас) поняли, что продвижение «повесточки» зашло в тупик. Поэтому борьбой за экологию перестанут обосновывать свои непопулярные решения, а преференции электромобилям уберут.

Собственно, кто интересуется другими темами, знает, что там всё ровно так же — не будем тут перечислять все инициативы, которые точно также завели США в тупик.

Кстати, интересно, как поведут себя теперь в Европе, где аналогичные инициативы вообще завели автопром в тупик. Почему-то кажется, что в европейских СМИ вскоре появятся комментарии местных властей о том, что не так уж страшны ДВС, как они считали, а из-за аккумуляторов для электромобилей вообще страдают африканские дети… Будем ждать, в общем.