Автомобильный дизайн — это то, что изменяется постоянно, и то, что позволяет нам отличать автомобили друг от друга. Конечно, внешний вид авто и дизайн его интерьера — не просто фантазия художника. Эстетическая часть — это равноправная, но далеко не единственная часть ТЗ для автомобильного дизайнера. Так что же ещё влияет на тенденции в автомобильном дизайне?
Рисунок автомобиля из уроков дизайнеров автомобилей BMW
Влияние новых технологий на дизайн интерьера автомобилей
Автопроизводители меняют свой подход к дизайну по мере проникновения в отрасль новых технологий. Ярким примером тут являются дисплеи современных информационно-развлекательных систем и цифровых приборных панелей. Оказывается, дизайнеры создают интерьеры с прямыми, простыми поверхностями, а не с изгибами, чтобы вместить большее количество больших информационно-развлекательных экранов.
Понятно, что и раньше разработчикам приходилось иметь дело с прямоугольными компонентами интерьера (те же обычные приборные панели). Но именно дисплеи стали представлять собой особую проблему — они больше сами по себе и их теперь много.
К тому же, это просто экран, который может разбиться или просто выйти из строя, если будет находится в таком месте, где его легко случайно задеть. Интересно также то, что хоть и были попытки делать экраны даже не гибкими, а хотя выгнутой формы, пока всё равно приходится иметь дело исключительно с плоскими мониторами — и подстраивать другие элементы под них.
Ещё одна проблема — совместить все дисплеи с механическими переключателями, без которых пока не обойтись, да ещё и камеры, проекторы, датчики и пр. — чтобы всё это не только сочеталось между собой внешне, но и оставалось интуитивно понятным для водителя.
Дисплеи могут занимать всю переднюю панель автомобиля
Да, многие технологические решения позволяют уже и не особо пользоваться ручками и кнопками — есть голосовые команды, есть системы, которые используют камеры, датчики и другие устройства для той же автоматической регулировки положения сидений, к примеру, или регулировки температуры в салоне.
Здесь можно сказать, что влияние на дизайн оказывают и новые технологии, и нацеленность на определённый тип покупателей. Скажем, большое внимание сейчас уделяется всяким автоматическим настройкам и максимально самостоятельным «помощникам» по той причине, что среди автовладельцев растёт доля, так скажем, немолодых людей, пенсионеров.
Вроде бы «левая» информация — согласно оценке ВОЗ, к 2030 году примерно 1 из 6 человек в мире будет в возрасте 60 лет или старше. И высок шанс, что эти люди будут иметь определенные проблемы со слухом, зрением и быстротой реакции. Все производители, включая автомобильные компании, вынуждены учитывать этот момент, чтобы успеть занять нужную нишу и не проиграть конкуренцию более расторопным конкурентам.
Кстати говоря, одна из «ставок» на электромобили заключается в том, что они бесшумны — что не раздражает и не отвлекает пожилых людей от собственно управления транспортным средством.
Технологии решают не всё
Есть и совсем не очевидные для большинства людей проблемы. Скажем, камеры заднего вида дают автодизайнерам больше свободы действий — ведь по сути теперь не нужно обеспечивать «классический» задний обзор (когда водитель смотрит в зеркало заднего вида или просто смотрит через салон сквозь заднее стекло).
Краш-тест Euro NCAP, столкновение с пешеходов
Но! Оказывается, у части водителей есть проблема с тем, чтобы изучать задний вид через камеры и монитор — это люди, которые носят бифокальные очки. У них возникает тошнота в этом момент, поэтому они предпочитают обычное зеркало заднего вида. А значит вы либо оставляете зеркало, либо исключаете из клиентов тех, кто носит такие очки. Так что технологии решают далеко не всё, как видим.
Сюда же можно отнести вопросы безопасности — как водителей и пассажиров автомобилей, так и пешеходов. Автопроизводители стараются учитывать эти моменты и придумывать, как обеспечить безопасность всем участникам движения (хотя, так получается, что на первом месте именно автомобилисты).
Различные современные краш-тесты, включая всем известный Euro NCAP, включают информацию о краш-тестах с участием пешеходов. Поскольку результаты этих тестов с их «звездными рейтингами» — своего рода «зелёный свет» для выходящих на рынок моделей, то игнорировать их автопроизводители не могут.
Именно следствием таких краш-тестов стали решения части производителей по увеличению пространства между капотом автомобиля и жесткими компонентами двигателя, например — чтобы уменьшить травмы при столкновении с пешеходом.
Или ещё яркий пример — бамперы автомобиля делают из пластика, а не из металла именно для того, чтобы смягчить удар для пешехода. А эксперты Euro NCAP дают отдельную оценку с точки зрения безопасности (насколько это возможно, конечно) для пешеходов, оценивая те же бамперы, конструкцию капота
Пинки от Китая
"Кресло невесомости" в автомобиле INFINITI
Возможно, это неожиданная «инновация», но влияние китайского автопрома и государственной политики в этом вопросе отмечают практически все эксперты. Конечно же, речь идёт об электромобилях. Если изначально китайские компании штамповали автомобили по общепринятым лекалам, то в случае с «электричками» уже они сами запускают тренды.
Причём необязательно речь может идти именно о аккумуляторах и электромоторах. Ярким примером тут могут служить так называемые «сиденья с невесомостью», которые производятся в Китае и уже доступны в ряде моделей.
Вроде ничего такого — на самом деле речь идёт о сидениях, в которых удобно сидеть, всего лишь. Просто китайские учёные провели кучу исследований, биомеханический анализ, эксперименты на людях с разным ростом и строением тела, изучили заодно, как устроены кресла у космонавтов (что и дало название технологии) — после чего дали дизайнерам своё ТЗ.
Есть и «менее наукоёмкие» причины считать Китай законодателями моды. Тот факт, что китайцы любят выпускать новые марки, тоже не случаен. Как следствие, у них нет того, что называют «наследием бренда» — и у дизайнеров, даже если это европейские гранды, в итоге, мягко говоря, развязаны руки.
Ещё одна «фишка», массового внедрения которой ждут именно от Китая, называют полупрозрачные панели кузова. Это пока ещё немного футуристичная идея, но подчёркивается, что такие панели могут облегчить передачу данных датчиков с радаров, лидаров и других систем, которые обеспечивают автономное вождение и работу передовых систем безопасности.
Такой вот прозрачный автомобиль из акрила был представлен ещё в 2013 году на Франкфуртском автосалоне
Есть и другие идеи, как использовать прозрачность корпуса — скажем, размещать там дисплеи, чтобы выводить имя таксиста или номер заказа, или же определённые данные для каршерингового автомобиля. Дизайнеры могут придумать и другие решения — будущее покажет.
Электромобили и аэродинамика
Внимание улучшению аэродинамики автомобилей уделялось всегда, хотя для обычных машин, используемых обычными автомобилистами в условной городской среде, тут «тонкие настройки» не особо важны. А вот в случае с электромобилями улучшенная аэродинамика позволяет увеличить запас хода. А это уже определённые конкурентные преимущества.
Решения тут могут быть разными, но именно так появились те же встроенные дверные ручки, «проваливающиеся» внутрь двери. Для улучшения аэродинамики дизайнеры продумывают возможность уменьшения размера наружных зеркал и уже упомянутые решения о полной их замене камерами.
Проблема в том, что всё это имеет объективные минусы, которые выражаются в жалобах автовладельцев. На ручки такие жалобы идут постоянно — они чаще ломаются, затрудняют открытие дверей в плохую погоду и пр.
Так что далеко не все производители подхватывают тренды — многие осторожно отдают предпочтение проверенным решениям, как в данных случаях с дверными ручками и зеркалами.
Утопленная ручка двери автомобиля
Пожалуй, нет минусов у такой особенности электромобиля, как наличие большего свободного пространства. Что позволяет конструкторам выделять больше места для размещения дополнительных мест хранения — например, багажников спереди и больших внутренних отсеков для хранения вещей. Это вот владельцы электрокаров вполне ценят. А дизайнеры называют это «большим подарком» — есть, где разгуляться, так сказать.
И конструкторы, и дизайнеры всегда работают в заданных рамках, которые последнее время меняются несколько стремительней, чем раньше. А значит, возможно, нам ещё будет чему удивляться при покупке новых машин — ну или на что ругаться.
Коротко о госрегулировании
Эксперты, говоря о факторах, влияющих на автопром, часто упоминают ещё и государственное регулирование. Тут стоит отметить, что речь может идти как о тех же требованиях к безопасности, о которых мы уже сказали, либо же о насаждаемом переходе на «зелёный транспорт», что, несомненно, влияет на развитие технологий хотя бы с точки зрения активного развития и улучшения технических параметров электромобилей.
Сюда же можно отнести введение повышенных пошлин на китайские электромобили в США и ЕС, и многочисленные торговые и другого рода соглашения между властями стран или крупными корпорациями. Да, конечно, это тоже влияет на те рамки, в которые в итоге попадают автопроизводители, и в частности автомобильные дизайнеры.
Председатель КНР Си Цзиньпин (слева) и король Бельгии Филипп на заводе Volvo
Кто-то даже скажет, что сейчас это главный фактор — указав на то же развитие электромобилей в Китае, что там по сути является полноценной государственной программой со всеми вытекающими — от выделяемых из бюджета денег и льгот до точечного лоббизма на международном уровне.
В итоге, возможно, регулирование отрасли на уровне государственных решений в разных странах в итоге оказывает вообще самое важное влияние на, казалосб ьы, не связанные с этим вопроса вроде автомобильного дизайна.