Китайская компания CATL под конец 2024 года анонсировала революционную батарею, способную выдерживать экстремально низкие температуры. Эта новость действительно важная, поскольку именно проблемы с нынешними аккумуляторами мешают переходу на электромобили в ряде регионов с низкими зимними температурами, в том числе в России.
Кроме России, северной части Европы и Северной Америки с Канадой и Аляской в этом списке никого и нет — но рынок в любом случае огромный. Впрочем, уместно отметить, что речь идёт не только об эксплуатации электромобилей в условиях сильного холода, но и в условиях экстремальной жары. И то, и то — одинаково плохо для нынешних аккумуляторов.
Дело в том, что при экстремальных температурах химические процессы внутри аккумулятора замедляются, поскольку ионы лития не могут двигаться так же свободно, как при нормальной температуре. Если говорить просто, электрическая энергия сталкивается с большим сопротивлением.
Это приводит к снижению дальности поездки, увеличению времени зарядки и более быстрому износу аккумулятора. Ионы натрия решают эту проблему, поскольку они гораздо более устойчивы, то есть лучше преодолевают сопротивление. Это если объяснять просто.
Так вот, китайский гигант CATL, один из лидеров рынке аккумуляторов, сообщил, что разработал батареи, хорошо работающие при -40 градусах.
Это натрий-ионный блок питания второго поколения — вообще над этой технологией специалисты работают давно, и не только китайские. Хотя и в Китае над этим работают сразу несколько крупных компаний — тот же BYD, например.
Натриевые батареи разрабатываются в качестве альтернативы литию. С точки зрения науки, сам процесс — такой же, но натрий является более дешёвым и доступным, нежели литий. Есть и плюсы вроде того, что, как считается, в случае с использованием натрия производственный процесс «более чистый», их срок службы даже с учётом экстремальных температур больше, а ещё у них лучше ударопрочность.
Вообще PR от экологов звучит масштабно: заявляется, что разработанные CATL термостойкие батареи помогут охладить нашу планету — надо только её внедрить повсеместно.
Есть у натриевых батарей пока и минусы — литиевые батареи считаются более энергоёмкими. Но и тут показатели уже становятся сходными, поскольку над нивелированием этой разницы также идёт работа. Насколько эта работа серьёзна, можно сказать по следующей новости.
Летом в провинции Хубэй была введена в эксплуатацию первая очередь крупнейшей в мире системы хранения энергии на основе натрий-ионных аккумуляторов (BESS). Это, кроме прочего, 42 контейнера BESS, содержащих натрий-ионные батареи ёмкостью 185 А/ч, и 21 блок системы преобразования энергии.
Всё это при непосредственном участии государства — пишут, что развертывание этой системы (это только первая ступень) является частью общенациональных усилий по созданию крупномасштабных проектов хранения с использованием нелитиевых технологий.
Конечно, натрий-ионные аккумуляторы для электромобилей также уже производятся и используются — но пока их распространение было минимальным, точнее сказать, экспериментальным. Теперь шансов на то, что они станут стандартом для электромобилей, гораздо больше. Хотя массовое производство вот этого «второго поколения», как ожидается, начнётся только в 2027 году.
Есть и вопрос цены — одна из весомых причин «не гнать лошадей». До старта массового производства натрий-ионные аккумуляторы слишком дороги, что логично. В перспективе же предполагается, что они станут на 15−30% дешевле литий-ионных аккумуляторов.
Стоит отметить, что данная новость показывает, что Китай может остаться мировым лидером по производству актуальных аккумуляторов для электромобилей надолго. На фоне борьбы с этой реальностью, которую ведут в США и ЕС, выглядит как минимум показательно.
Американская и европейская пресса, кстати, очень часто пишет о том, что одна из причин того, что Китай так много инвестирует в натрий-ионную технологию, заключается в страхе потерять рынок.
Якобы, Китай боится, что в долгосрочной перспективе его могут вычеркнуть из цепочки поставок лития — а своих запасов там не так много (примерно 6% мировых запасов). А вот натрия в самом Китае гораздо больше — и хватит его на более долгий срок.
Но, как мы уже писали, Китай — параллельно с работой над новыми технологиями, связанных с натрием — активно инвестирует в те страны, где есть большие запасы лития. Это Латинская Америка, Австралия
Проще говоря, китайцы понимают, что все яйца в одну корзину складывать не стоит. Но интересно опять же не только это. Дело в том, что как мы уже не раз говорили, что мировой переход на «зелёный транспорт» на руку в первую очередь именно Китая, как главному поставщику электромобилей и главному производителю аккумуляторов.
Литиевые аккумуляторы успели несколько разочаровать владельцев электромобилей, плюс показали, что они стали тормозом в продвижении данной «повесточки» в странах вроде той же России.
Переход на новую технологию, связанную с использованием натрия вместо лития, снова на руку именно Китаю.
На этот «научно-производственный прогресс» можно смотреть с той точки зрения, что Китай старается оставить тему электромобилей актуальной на уровне мировых трендов и даже мировой политики. Почему это поддерживается другими странами, почему за переход на электромобили борется ВЭФ