Zeekr — это бренд электромобилей премиум-класса, который является частью автомобильного гиганта Geely Holding Group. По этой причине в той же Европе он «вполне котируется», ибо ставится в один ряд с такими известными брендами, как Volvo и Lotus (которые тоже — Geely). Но у нас пока принято относить его к новинка авторынка — хотя и в России он доступен уже более года.
Zeekr в России
Точнее говоря, с мая 2023 года у нас их можно заказать — конкретно электрокроссовер Zeekr X. Правда, получить его можно было только в рамках «параллельного импорта», который тогда получил зелёный свет буквально со всех сторон.
К начала 2024 года Zeekr в России стал самым продаваемым электромобилем — вернее, несколько моделей этой марки. Покупали кроме упомянутого кроссовера лифтбек Zeekr 001 и минивэном Zeekr 009. Конкретные цифры довольно смешные на фоне общих продаж — но для России вполне весомы.
Кажется, за год было распродано чуть меньше 2000 экземпляров этих «электричек» (это лидер в данной нише). Следом шли Volkswagen и Evolute с близкими, но всё же меньшими показателями. Что так привлекло российских покупателей в этой марке? Которая к тому же официально в России не продавалась (и не продаётся).
Надо начать с того, что вообще рынок электромобилей в России очень мелкий — уровень фан-клуба, так сказать. Правда, фанаты далеко не бедные — самый недорогой Zeekr, тот самый кроссовер, стоит заметно больше 4 млн рублей — это сильно дешевле остальных представителей марки и дороже других электромобилей, представленных у нас на рынке.
Вообще есть мнение, что Zeekr в России, даже не появившись официально, умудрился «попасть в самое яблочко» и стать чем-то вроде модной сумочки или одёжки «не для всех». Как раз его дороговизна стала приманкой для соответствующей публики — вроде как эксклюзив, доступен не всем и пр.
Писалось о том, что такую «электричку» люди покупают в качестве третьей-четвёртой машины, из интереса и «чтобы выделиться». Может быть это своеобразный маркетинговый миф, не знаем — но есть ощущение, что это вполне тянет на правду.
По крайней мере, это бы объясняло, почему люди покупают такие машины, зная, что заводской гарантии на неё нет, запчасти и даже диагностическое ПО — недоступны,
и т. д.
С другой стороны, некоторые специалисты предполагают, что секрет успеха в схожести с настоящим люксом при заметно более низких ценах. Скажем, если сравнить с топовыми спорткарами, то тот же Zeekr 001 и правда очень дешёвый автомобиль. А чем-то похож, если не знать — выглядит вполне круто и «дорого-богато».
Zeekr в Европе
К слову, в Европе автомобили Zeekr появились тоже не так давно — скажем, выход на рынок Германии состоялся в сентябре 2023 года. Правда, там китайский бренд появился официально, да ещё и как «свой» — всячески подчёркивая своё родство с Volvo и «десятилетнее присутствие собственного центра исследований и разработок в шведском Гётеборге».
Германия при этом стала третьей страной официального присутствия бренда Zeekr в Европе — после как раз Швеции и Нидерландов, где есть офисы компании (в Амстердаме — офис продаж и маркетинга, про Гётеборг уже сказали, а позже открылся ещё и дизайнерский Zeekr Global Design в Шанхае).
Офис Zeekr Global Design в Шанхае
Надо ли говорить, что везде бренд предлагал не просто электромобили, а полный спектр услуг — со стартом продаж начали работать такие сервисы, как Zeekr Finance (кредиты, страховки), Zeekr Power (зарядные станции), Zeekr Connected (программное обеспечение, обновления и пр.)
На «хороший пиар» работает и стратегическое партнёрство с такими компаниями, как Yamaha, CATL и Qualcomm — это прямо иллюстрация к концепции бренда, которая звучит как «технологии, инновации и устойчивое развитие» .
К слову, название Zeekr имеет расшифровку. ZE — Zero (ноль) — исходная точка для бесконечных возможностей. E — Evolving — означает эволюцию, развитие эры электромобилей, а КR — Krypton, это сокращение от «криптон» — редкого газа, который излучает свет при электризации.
В пресс-релизах по поводу выхода на европейский рынок представители Zeekr не стеснялись, заявляя, что предлагают не просто новый автомобиль, но и новую философию и новый образ жизни. Цель бренда — ну согласно официальной формулировке — создать эмоциональную связь с клиентами посредством непревзойденных ощущений от вождения и бесшовной интеграции технологий. Так вот.
В остальном всё понятно: сообщается, что машины Zeekr обеспечивают превосходную динамику вождения, передовые автономные функции и роскошный опыт, который может составить конкуренцию традиционным премиальным брендам.
Правда, местная пресса всё равно, даже беря формулировки из пресс-релизов, отмечала в скобках, что быстрый рост Zeekr во всем мире обусловлен государственной поддержкой электромобилей в Китае. Впрочем, все согласны, что конечных покупателей это не особо волнует — скорей радует, что Китай выступает гарантом официальной техподдержки купленных авто.
Zeekr в бизнесе
В общем, Zeekr умудрился стартовать громко и официально в Европе, и неофициально в России, и позже ещё в куче стран. Вообще в планах компании было выйти к концу 2024 года на 8 европейских стран и ещё примерно на 45 в разных регионах, включая Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, Латинскую Америку и Австралию.
Моделей также стало больше: скажем, Zeekr 001 получил высокопроизводительную версию Zeekr 001 FR, появилась четырёхместная версия минивэна Zeekr 009 Grand, кроссовер Zeekr 7X
и т. д. В общем, без новинок — но моделей много.
Отчасти это было нужно для «набора веса» перед размещением акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже в мое 2024 года — ради чего компания и работала активно над формированием имиджа. Сходу привлекли 441 млн долларов (при капитализации в 5,13 млрд долларов).
Старт прода акций Zeekr на Нью-Йорской бирже
В США китайский бренд появился в самом начале 2024 года и за два месяца распродал 10 тысяч экземпляров спортивный Zeekr 007. В Штатах «секретом успеха» назвали удачное соотношение цены и качества — в том плане, что качество хорошее, а цена ещё лучше, всего 29 тысяч долларов за базовую заднеприводную версию.
В общем, всё было сделано грамотно — продукт, маркетинг и IPO. Дальше компания надеется развиваться ещё лучше и даже стать прибыльной. Да, за первые три года работы Zeekr принёс убыток в 2,9 млрд долларов.
Прибыль руководство Zeekr надеялось получить уже по итогам 2024 года — посмотрим, когда будет официальная отчётность.
Как читатель мог заметить, мы ничего не сказали о технических параметрах продукции Zeekr. Да потому что по большому счёту это и не важно. Если коротко, то к достоинствам всех моделей можно отнести высокий запас хода (у 001, к примеру — до 870 километров на одной батарее) и быструю зарядку, позволяющую обеспечить 500 км пробега за 15 минут стояния у розетки.
Дальше банальней: крутой дизайн экстерьера с обтекаемыми формами, отличный интерьер, хорошего качества материалы и богатое оснащение с «фишками» совершенно разного плана — вроде огромной стеклянной крыши у Zeekr 007 или футляра для очков над водительской дверью у Zeekr X.
Но всё это сегодня — не удивляет, да и пытаться пробиваться в мировые лидеры с чем-то меньшим смысла нет. Так что пока вполне можно назвать «электрички» от Zeekr, как и всю деятельность компании, как минимум «успехом года».