У японского автопроизводителя Nissan осталось не так много времени — компания может закрыться, если не найдёт инвесторов или другого решения, чтоб поддержать свою работу на период кризиса. Но всё ли так на самом деле?
Эту новость, опубликованная изданием Financial Times со ссылкой на двоих собеседников, имена которых не названы, уже многие комментаторы назвали фейком. Или информационной компанией, подводящий к сделке между Nissan и Honda. Хотя в любом случае это показатель не лучших времён для одного из самых известных в мире автомобильных брендов.
Сообщается, что ситуация такова, что дилеры вынуждены продавать автомобили Nissan себе в убыток, темпы производства этих транспортных средств снизились. Но это как раз не новость — совсем недавно компания провела массовые сокращения, избавившись от тысяч сотрудников, и продала треть своей доли в Mitsubishi.
Однако, возможно, этого оказалось недостаточно и сделано слишком поздно. Те самые неназванные собеседники FT говорят буквально следующее:
«У компании осталось 12−14 месяцев на выживание. Ситуация будет сложной, и, в конечном счете, нам необходимо, чтобы Япония и США приносили прибыль».
Показательно, что именно американский рынок (наряду с местным японским) назван в данном случае ключевым. В своём отчёте, который был опубликован менее месяца назад, Nissan отчитался о снижении прибыли (и том самом увольнении 9000 сотрудников по всему миру), подчеркнув, что причиной стало снижение продаж в США и Китае, двух крупнейших рынках компании.
В ряде стран, в Канаде, например, автомобиль марки вполне неплохо продаются — там отчитываются о росте продаж. Но в масштабе всей компании третий квартал оказался провальным — операционная прибыль упала на 85 процентов и привела к чистому убытку в размере 9,3 миллиарда иен.
Непосредственно в Японии местные СМИ много пишут о том, объём промышленного производства в стране сокращается — по статистике, по данным на ноябрь минимум три месяца подряд он падает.
Объяснение простое — снижение спроса за рубежом, в том числе в автомобильном секторе. Сегодня объём производства в Японии — ниже допандемических уровней.
Как итог — теперь сообщается, что Nissan ищет нового стратегического инвестора, такого как банк или крупная страховая компания. Конечно, не просто так — речь идёт о выкупе части акций Nissan у Renault Group и вложиться в бизнес. Снижение доли Renault в компании Nissan вполне предусмотрено более ранними соглашениями — с нанешних 43,4% до 15%.
Возможно, этим покупателем станет компания Honda, с которой у Nissan есть оформленное партнёрство и планы по совместной разработке электромобилей. Интересно, что у Renault есть и пакет акций Honda, от которого она тоже готова избавиться.
В общем, сегодняшняя новость некоторыми специалистами рассматривается в большей мере как некая информационная подготовка именно к таким изменнниям — новым сделкам средни упомянутых компаний. Вопрос вызывает только озвученные некогда планы по выпуску 30 новых моделей Nissan, разработанных в партнёрстве с Renault. Они должны были появиться к 2027 году.