Кроссоверы и внедорожники уже давно стали главными на автомобильном мировом рынке. По сравнению с седаном, следующим по популярности типом кузова, автомобили из сегмента SUV дают своим владельцам много преимуществ. Однако есть мнение, что время кроссоверов и внедорожников уходит. Почему?

Внедорожник

Уже в прошлом десятилетии в России продажи SUV составляли половину от всех продаж новых автомобилей. И тогда опросы показывали, что в нашей стране кроссоверы и внедорожники получили популярность сразу по нескольким причинам:

  1. Повышенная проходимость и высокая посадка
  2. Уровень безопасности и отличная управляемость в условиях плохой погоды или плохой дороги
  3. Престижность (понты, проще говоря) и модный внешний вид

А только потом — вместительность кроссоверов при их компактности, что важно при использовании такого транспорта именно в городах. Что интересно, в западных странах эти особенности SUV считаются главными плюсами, а проходимость — только бонусом.

Никаких выводов мы тут делать не будем, просто это важно отметить, чтоб понимать, почему теперь многие эксперты западных рынков говорят о скором закате эпохи SUV.

Но сначала стоит сказать о разнице между кроссоверами и внедорожниками, которые обычно объединены под понятием SUV, но всё же являются разными типами автомобилей.

Lexus LBX Lexus LBX

Основные отличия внедорожников от кроссоверов такие (список, конечно, не полный):

  • У внедорожников рамный или полурамный кузов, у кроссоверов — интегрированный кузов (то есть рама неотделима от кузова)
  • У внедорожников, как правило, взаимозависимые подвески, у кроссоверов — независимые
  • У внедорожников обычно используется полный привод, у кроссоверов — передний привод с подключаемыми задними колёсами
  • У внедорожников больше дорожный просвет, у кроссоверов, соответственно, клиренс меньше

Исторически же разница между настоящим внедорожником и кроссовером заключается в том, что первые создавались на базе грузовиков и имели, как мы уже отметили, рамную конструкцию кузова. А кроссоверы, как правило, имели цельный кузов, и у многих производителей изначально делили платформу с седанами.

Cadillac Lyriq Cadillac Lyriq

Да, со временем эта разница стала нивелироваться, поскольку какие-то внедорожники перестали быть рамными, да и по дизайну модели стали ближе друг к другу (хотя по размерам внедорожник обычно всё же больше). Ещё одна показательная разница — кроссоверы делаются стильными и яркими, а внедорожники выглядят более «грубыми», что подчёркивает их утилитарность.

Соответственно, производители пытаются как-то балансировать на грани, выпуская, скажем, вполне стильные модели, которые презентуются как внедорожники. Среди последних примеров — электрический Cadillac Lyriq от GM и Ioniq 5 от Hyundai, которые смотрятся довольно стильно, но позиционируются именно как внедорожники.

Так почему же некоторые эксперты высказывают уверенность, что время SUV уходит?

А вот именно поэтому — из-за того, что по дизайну кроссоверы и внедорожники становятся очень похожими, как следствие, похожи они и по функционалу, вместительности, объёму багажника и пр.

Ioniq 5 Ioniq 5

Большинство покупателей таких машин на самом деле не ставят целью решение проблемы поездок по бездорожью, используя свои машины только в городе или ближайшем пригороде с нормальными дорогами.

Сама идея утилитарного автомобиля, таким образом, уходит на второй план — покупатели снова выбирают авто по внешнему виду.

Поэтому и появилось такое разнообразие — купеобразные кроссоверы, паркетники, субкомпактные кроссоверы, строящиеся на базе седанов или лифтбэков и пр. С точки зрения дальнейшего развития могут появиться и новые виды кузова или же просто кроссоверы перестанут быть актуальными, уступив место «чистым стилям» — хотя бы тем же седанам, лифтбэкам и хэтчбекам.

Предполагается, что потребители теперь хотят не просто «большую машину», а совмещения практичности и стильности — и готовы именно в первом аспекте «уступить», чтоб автомобиль при прочих равных был ярким и стильным. По крайней мере, данная концепция выглядит так — и утверждается, что именно её сейчас берут на вооружение автомобильные дизайнеры.

Hummer H2 Hummer H2

Ну и отдельно стоит говорить о том, что внедорожники и большие кроссоверы просто часто слишком дороги — как для покупки, так и с точки зрения цены эксплуатации. Это стало важным из-за сложившейся экономической ситуации, когда тот же бензин дорожает (и речь не только о нашей стране, разумеется).

Многим просто жалко тратить так много денег на ненужный функционал типа той же повышенной проходимости, требующей больше топлива.

«Электрофикация» проблемы не решает, так как в случае с электромобилями проблема та же — для большой машины нужны большие аккумуляторы, которые ещё больше утежеляют транспортное средство, ну и их зарядка влетает в копеечку, конечно. Так что решение проблемы будет искаться одинаковое для всех автомобилей в принципе.