Когда мы говорим про электромобили, чаще всего подразумеваем легковой транспорт — кроссоверы, седаны и даже пикапы, но грузовой транспорт часто остаётся в стороне. Однако, по мнению аналитиков, грузовики на аккумуляторных батареях вскоре произведут настоящую революцию в сфере мировых перевозок.
Речь вроде бы идёт о сравнительно отдалённых перспективах, хотя и не настолько, чтобы не говорить об этом всерьёз. К примеру, консалтеры из Strategy& (это направление в знаменитой консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers) сделали свой прогноз к 2030 году — о нём и поговорим.
Итак, в качестве «базы» в отчёте говорится, что развитие отрасли грузовых автомобилей в плане «тотальной электрофикации» в настоящее время «стимулируют» следующие вещи:
- Нормативное давление
- Технологические достижения
- Стремление к более экологичной логистике
Как видим, экология тут стоит на последнем месте, а на первом — нормативное давление, то есть те шаги властей различного уровня, с которыми сложно спорить. Как мы не раз уже подчёркивали, именно «повесточка» в понимании насаждения тех или иных решений больше всего и влияет сейчас на отказ от ДВС в пользу «электричек». Но по порядку.
Закон есть закон
В исследовании Strategy& прямо говорится, что основной движущей силой роста числа грузовиков с аккумуляторными батареями является ужесточение государственных норм.
Например, Европейский союз установил строгие цели по сокращению выбросов, требуя от производителей грузовиков сократить выбросы автопарка на 45% к 2030 году. А к 2040 году — аж на 90% относительно ситуации, сложившейся сегодня.
Эти требования подтолкнули производителей к ускорению выпуска электрических моделей транспорта, которое в отчёте скромно названо не первым, а «ранним поколением». Большинство этих первоначальных моделей были построены на основе существующих автомобилей, что позволило компаниям «прощупать почву».
Это прощупывание привело к пониманию, что следующие поколения электрических грузовиков всё же потребуют разработки новых платформ, заточенных именно под «грузовые электрички». А точнее, под конкретные цели — скажем, под перевозки на короткие расстояния и для дальних грузовых перевозок.
Вынужденные инновации
В итоге стало понятно, что решающую роль в определении того, какие производители преуспеют в данной сфере, зависит от технологических инноваций. Согласно исследованию, в ближайшие годы автомобили разных производителей будут оцениваться по трём ключевым моментам:
- Диапазон аккумуляторов
- Снижение затрат
- Более быстрая зарядка
Очевидно, что технология выпуска аккумуляторов имеет самое важное значение — именно аккумулятор является самой затратной частью в общей стоимости владения электромобилем, хоть легковым, хоть грузовым. В последнем случае проблема в том, что это делает грузовики «на батарейках» дороже по сравнению с традиционным дизельными грузовиками.
Надежда на то, что достижения в области химии аккумуляторов и методов производства, особенно в технологии LFP (литий-железо-фосфатный аккумулятор), приведут к снижению затрат и сделают наконец-то электрический транспорт более выгодным, чем традиционный с ДВС.
Похоже, ставка делается именно на технологию LFP, которая становится всё более перспективной из-за своей потенциальной доступности и повышенной безопасности по сравнению с другими типами аккумуляторов.
Следующим пунктом тут идут системы зарядки — чтобы повысить эффективность и сократить время простоя. В обсуждаемом отчёте отмечается, что успех электрических грузовиков зависит не только от самих грузовиков, но и от инфраструктуры, которая их поддерживает. Тут консалтеры считают, что важное значение для разработки сетей зарядки будет иметь сотрудничество между автомобильным, энергетическим и логистическим секторами.
Долгосрочные выгоды
Одним из основных выводов исследования Truck Study 2024 (так оно называется формально) является явное долгосрочное финансовое преимущество электрических грузовиков.
Проще говоря, признаётся, что первоначальные инвестиции в аккумуляторные электрические грузовики выше, чем в их дизельные аналоги, но они обеспечивают значительную экономию — потом, «с течением времени».
Ожидается, что грузоперевозки станут более выгодными именно с применением электрических грузовиков уже в следующем, 2025-м году. Так быстро? Ну такие прогнозы вот.
Интересно, что в эту уверенность заложена стоимость энергии. Подчёркивается, что электрогрузовики намного дешевле в эксплуатации, чем дизельные автомобили, при условии эффективного использования зарядной инфраструктуры. А если нет — то может и не в 2025-м году, а попозже, когда-нибудь…
Ну, а как ещё истолковывать то утверждение, что стоимость зарядки может значительно различаться в зависимости от типа инфраструктуры и её местоположения? Там, где есть зарядки по дороге, да ещё и с дешёвым электричеством — выгодно ездить на электричестве, там где нет — проще на дизеле. Примерно такая картина.
Что самое забавное, при таком вроде как оптимизме, прогноз Strategy& заключается в том, что к 2030 году более 20% транспорта будут электрифицированы. При том размахе пиара, который используется, кажется, это не выглядит впечатляющим, согласитесь?
Впрочем, в том же прогнозе сказано, что к 2040 году на рынке будут доминировать электрические грузовики, на долю которых будет приходиться до 90% продаж. Сам сдвиг будет обусловлен введением более жёстких норм выбросов и более низкими затратами на электроэнергию (и зарядку), больше ничем. А, ещё «растущим пониманием экологических преимуществ электрификации».
Проблемы, которые необходимо преодолеть
Тут всё просто. Исследователи признают, что первоначальная стоимость аккумуляторных грузовиков по-прежнему выше, чем у традиционных грузовиков, в основном из-за стоимости аккумуляторов.
Помогут только новые модели финансирования. Почему-то тут как основное решение упоминается привычный нам лизинг, который помогает снизить стартовые единовременные траты для конечных покупателей, а также «коллективное владение».
Ещё одной проблемой является разработка надёжной инфраструктуры зарядки. Тут отмечается, что для расширения сети зарядки необходимы как государственные, так и частные инвестиции, особенно для дальних маршрутов.
Наконец, самое интересное. Специалисты отмечают сразу, что решающее значение тут будет иметь «стабильность регулирования». Другими словами, если все законы, лимиты выбросов, льготы и прочее, направленное на продвижение «электричек», не отменят — схема будет работать. Если вдруг отменят — люди, видимо, вернутся к привычным ДВС и забудут про электрификацию транспорта как про страшный сон.