Говоря о росте продаж и популярности электромобилей в мире, часто упоминают активное их продвижение, буквально насаждение на уровне властей — по крайней мере, в ряде стран. Упоминание «заговора мирового правительства» вызывает ироничные комментарии — мы тоже не будем так говорить. Но расскажем о специальной программе ВЭФ, которая касается непосредственно будущего распространения электромобилей.

Переход на электромобили

Заговор на покупку электромобиля

Всемирный экономический форум (ВЭФ, The World Economic Forum) — структура интересная. Это международная неправительственная организация, самой видимой частью деятельности которой является проведение ежегодных встреч мировых политических лидеров в Давосе.

Цели форума тоже звучат громко — содействие мировому сообществу в решении вопросов экономического развития. Членами ВЭФ являются около тысячи крупных компаний и организаций из разных стран мира, про политиков мы уже сказали. ВЭФ принимает резолюции, остальные их придерживаются и выполняют всё «рекомендованное».

Одна из таких «рекомендаций» касается именно продвижения электромобилей в небольших городах и населённых пунктах по всему миру. Она так и называется: «Увеличение инвестиций в электромобили. Инфраструктура для взимания платы. Дорожная карта политики для городов».

То есть в этом документе рассказывается, что и как нужно делать властям различного уровня, чтобы открыть больше зарядных станций для электромобилей. Именно нехватку этих самых станций, как мы уже писали, решено считать главной проблемой дальнейшего перевода людей на так называемый «зелёный транспорт».

Переход на электромобили

Мы вас научим городом руководить

Так каким образом в городах должна появиться продвинутая инфраструктура для зарядки электромобилей? В описываемом документе говорится, что вопрос этот надо решать, учитывая ограниченные финансовые возможности многих городов. А стало быть надо как-то привлечь частные деньги. Как?

В общем, ничего сложного. Нужны планирование и стратегия, которые дадут частному бизнесу уверенность в том, что их вложения — всерьёз и надолго. То есть власти стран должны как-то показать, что вкладываться в зарядные станции выгодно и перспективно.

Что могут сделать городские власти? В их зоне ответственности, скажем, вопрос выделения земельных участков — а стало быть нужно чётко прописать, на каких условиях и с какими гарантиями эти участки будут выделяться. Возможно, с различными льготами и пониженными налогами на определённые сроки.

Поскольку земля практически везде стоит дорого, к тому же её аренда оформляется так, что потом поди ещё забери обратно, то выделение государственных земель конкретно под строительство зарядных станций — отличная гарантия для бизнеса. Но чтобы всем этим руководить, надо создавать в правительствах рабочие места для специальных опытных людей, которые будут отвечать за данное направление. Соответственно, это строчки в бюджете, расходы зарплаты, мероприятия, сбор статистики, PR и т. д.

Часто в пример приводят Лондон, где подобную инициативу на уровне городских властей начали обкатывать в 2021 году. Там написали план до 2030-го года, составили прогнозы по электромобилям и общественным зарядным устройствам, всё это согласовали и выдали сотню земельных участков частным компаниям. Потом отчитались, конечно, об успешной работе.

Переход на электромобили

Удар со стандарта

В рекомендациях ВЭФ также отмечается важность стандартизации — всех процессов, от того, какие нужны разрешения, до того, какого цвета должны быть сами зарядки. Это вполне понятно — в этом случае всё становится предсказуемо и взаимозаменяемо. Готовый бизнес-кейс позволяет вкладывать деньги без лишнего риска.

Есть и совсем уж «точечные задания». Скажем, отмечается, что введение обязательной зарядки для новых зданий делает их более привлекательными для покупателей жилья или коммерческих помещений. С другой стороны, как вы понимаете, это прямое указание на то, что зарядки должны появляться сразу с новостройками.

Есть ещё один интересный конкретный совет — делать зарядки универсальными, без привязки к брендам. Чтобы не было такого, что, условно говоря, Tesla зарядить можно, а «электричку» от Volkswagen — нельзя. Сюда же — бесконтактная оплата, не привязанная, видимо, ни к брендам, ни к конкретным платёжным системам, и уж тем более, к необходимости платить кому-то налом (кассира у каждого столбика не поставишь).

Между прочим, в США и Евросоюзе есть официальные законы, которые требуют, чтобы зарядные станции были обеспечены возможностью так их оплачивать. Видимо, карты там до сих пор не везде принимают — приходится принимать специальные законы.

Всё это, как отмечается в документе, даёт больше предсказуемости — как следствие, ощущение, что никаких проблем с зарядкой электромобиля не бывает, а значит его можно спокойно покупать.

Переход на электромобили

Дайте им данные

Доступ к данным и управление ими — ещё одно направление из описываемого документа ВЭФ. Городским властям предлагается делиться с бизнесом информацией о количестве электромобилей в городе, местах проживания владельцев (чтобы понимать структуру трафика и видеть «проблемные» районы), планах города по дальнейшим действиям в этой области и пр.

Так городские власти могут помочь частному сектору лучше понять, когда и где инвестировать, и где конкретно строить очередную зарядную станцию.

Тут приводится пример компании Uber, у которой есть подобные договора (о получении нужной информации по теме) в большом количестве городов по всему миру. Ну то есть Uber показывает водителям, подключенным к их системе, где находятся зарядки, как быстрей до них добраться и т. д. И порой компания сама вкладывается в строительство зарядок в тех районах, которые их «такси» не могут «покрыть».

Скажем, в Лондоне Uber выделил 5 миллионов фунтов стерлингов на установку 700 новых общественных зарядных станций в трех районах города, куда раньше на «электричках» было ездить проблематично. А это, кстати, немногим меньше 10 процентов от всех лондонских зарядок.

Те же данные актуальны и для владельцев электросетей, которые обеспечивают инфраструктуру подачи электричества в том или ином городе. Впрочем, тут снова больше пользы от чётких алгоритмов работы — городские власти должны оптимизировать процессы, связанные с доступом к электрическим сетям. Скажем, упрощая получение всяких разрешений или давая льготы.

Переход на электромобили

Козырная дорожная карта

В «дорожной карте» от ВЭФ прописано ещё много всего — о проведении тендеров, процессов закупок и пр. Главное, что показывает резолюция — несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, города имеют значительные рычаги для стимулирования инвестиций и масштабирования инфраструктуры общественных зарядных станций для электромобилей.

А поскольку резолюции ВЭФ участники этого форума и многие политики оценивают скорей как руководство, то значит примерно в таком ключе городские власти тех стран, правительства которых поддерживают все инициативы Всемирного Форума, и будут далее действовать.

В 2023 году, согласно статистике, в мире было зафиксировано 14 миллионов продаж электромобилей. Согласно прогнозам, к 2040-му году по дорогам нашей планеты будет кататься около 240 миллионов электромобилей. Чтобы эти прогнозы сбылись, и нужно расширение сетей зарядных станций — теперь это главная задача в продвижении отказа от авто с ДВС и перехода на электричество.

«Рост числа электромобилей не остановить» — примерно так часто начинаются статьи в прессе по поводу всех этих историй. А мы этой фразой закончим.