Скоро зима и автомобилистов ждут проблемы, которые кому-то будут в новинку, а кому-то — станут повторением ошибок. Одна из самых популярных проблем, которые становятся для автовладельцев «граблями» — автомобильные аккумуляторы.

Многие считают, что если аккумулятор не старый и хорошо работает, то он будет нормально функционировать вне зависимости от погоды. Но это не всегда так.

Низкие температуры представляют серьезную угрозу для нормальной работы аккумуляторной батареи. Это связано с тем, что при охлаждении электролита в аккумуляторе снижается его электропроводность, а это, в свою очередь, ведет к уменьшению пускового тока.

Кроме того, холод негативно сказывается на внутренних химических процессах, происходящих внутри элементов батареи. В результате их емкость сокращается, а это значит, что запас энергии, необходимый для запуска двигателя, уменьшается.

Для аккумулятора самые неблагоприятные условия — автомобиль, который постоянно стоит на улице и эксплуатируется в городском цикле.

Особенно это касается машин с системой «Старт/стоп». Если это ваш случай и вы хотите, чтобы ваш аккумулятор не «умер» раньше времени, регулярно проверяйте его состояние.

Самый простой способ: включите ближний свет фар при заглушенном двигателе и следите за яркостью их свечения — если она не уменьшается, значит, аккумулятор в порядке. Также в начале зимы проверьте количество и плотность электролита.

Исправить ситуацию в этом случае можно одним способом — подзарядить батарею. Напомним, что нормальное напряжение автомобильного аккумулятора при заглушенном двигателе составляет 12,6−12,7 В, а при заведённом — 13,6−14,2 В. Во втором случае цифры выше потому, что работает генератор.

Если же батарею не зарядить, то велик риск того, что в сильные морозы придётся заводиться с «прикурки».

Конечно, можно проездить зиму и так, но после этого придётся менять аккумулятор, который выйдет из строя из-за постоянного разряда.

То же самое может возникнуть из-за долгих простоев автомобиля со включенной сигнализацией на сильном морозе — в этом случае она «высаживает» батарею довольно быстро.

Самый простой совет — хранить аккумулятор в теплом месте. Можно также использовать специальные антифризные добавки, которые предотвращают замерзание электролита.

Также аккумулятор можно заменить на более мощную модель, рассчитанную на эксплуатацию при низких температурах.

Отдельный вопрос — как заводить автомобиль при отрицательных температурах, а также о том, как начинать движение. Стоит помнить несколько факторов:

  • в мороз металл становится более хрупким
  • от холода изменяются зазоры между трущимися поверхностями узлов и агрегатов машины
  • распределение температуры между деталями мотора и трансмиссии происходит неравномерно

Всё это и приводит к ускоренному износу механической части автомобиля. Лекарство от всего этого одно — перед стартом обязательно нужно прогревать двигатель хотя бы до температуры в 50−60 градусов.

Прогрев приведёт в норму зазоры между трущимися деталями, а также поднимет температуру технических жидкостей до рабочих значений. Соответственно, мотор и КПП будут хорошо смазываться, а тосол — исправно отдавать тепло радиатору «печки».

При этом не стоит надеяться на популярный нынче автозапуск. Дело в том, что при нём электроника крутит стартер всего 3−5 секунд, а не 10−15 секунд — именно столько нужно для запуска двигателя в сильные морозы.

Поэтому зимой от автозапуска лучше отказаться.

Но перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, необходимо прогреть аккумулятор. Делается это очень просто — включаем ближний свет на 10−15 секунд. Затем выключаем его и заводим мотор.

Если двигатель не запустился, придётся сделать перерыв на 2−3 минунты и вновь попробовать его «оживить». При этом таких попыток должно быть не более 4 — в противном случае есть риск «посадить» аккумулятор или залить свечи.

Перерывы между попытками запуска нужны для того, чтобы остыл стартер. На современных автомобилях у него есть защита, которая при перегреве отключает его. А вот машины 1990-х и 2000-х годов (да и некоторые современные бюджетные модели) подобной функции не имеют, поэтому на них можно сжечь стартер.

Когда вам всё же удастся поехать, следует некоторое время ехать на малых оборотах — чуть выше холостых, избегая сильно «давить тапку». Дело в том, что в современных КПП, особенно в «автоматах» и вариаторах, смазочно-охлаждающей жидкости немного.

Поэтому в холода она сильно застывает и для приведения её в рабочее состояние требуется довольно много времени. Да и тепловые зазоры из-за этого дольше приходят в норму.

Как следствие, зимняя езда на средних и тем более высоких оборотах сразу после прогрева чревата для коробки передач быстрым выходом из строя. А ремонт или замена трансмиссии — дело не только времени, но и денег. Так что, пока указатель температуры двигателя не покажет 90 градусов, торопиться не стоит.