Рост популярности электромобилей вызывает ряд довольно интересных и неожиданных вопросов. Или, скорей, предположений — например, о том, насколько сильно в будущем переход на электромобили может (или должен) изменить города. Если в России пока вопрос кажется неважным, то в США и в ряде европейских стран уже возникают определённые опасения.
Для справки: в России к середине лета 2024 года насчитывалось примерно 90 тысяч электромобилей и подключаемых гибридов, первых из них — 56% от этого числа, то есть 50 с небольшим тысяч. В США по данным на середину года зарегистрировано почти 2,5 млн только электромобилей.
Поэтому американцы довольно серьёзно относятся к этой теме и периодически проводят специальные исследования. Выводы довольно интересны и касаются не самих электромобилей, и даже не зарядных станций. Но обо всём по порядку.
Рост городов, числа машин и бездомных людей
Начнем с того, что местные аналитики считают, что доля электромобилей (BEV) и «гибридов» (PHEV) в сумме к 2040 году составит 55% от всех автомобилей на планете. Лидерами тут будут, разумеется, США, Европа, ну и Китай.
Так вот, именно транспорт станет причиной того, что города будут разрастаться всё больше — поскольку инфраструктура и сами автомобили требуют всё больше места.
Чем менее плотно живут люди, тем длиннее дороги — и требуется больше «автомобильных усилий», чтобы из одного конца в другой перевозить товары или тех же людей. По сути, аналитики говорят о смене схемы расселения, что будет иметь серьёзные последствия, среди которых, к примеру, рост использования электроэнергии в городах, потеря пахотных земель, загрязнение водоёмов.
Или такие вот последствия для людей — проблемы со здоровьем, поскольку люди будут больше ездить, чем ходить. Ибо собственный электромобиль станет как бы более выгодным, чем даже общественный транспорт, не говоря о машинах с ДВС (выглядит натянуто, но мысль не наша, а исследователей).
Дальше — снижение стабильности общества, проблемы с выкупом (подорожанием) жилья, одновременно — рост числа людей, не имеющих жилья, и, как следствие, рост социального напряжения.
Внимательный читатель спросит: но это же произойдёт и без «электричек», просто с ростом числа автомобилей? Дело в том, что в странах, о которых идёт речь, политика продвижения электротранспорта устроена таким образом, что люди покупают EV качестве второй машины, оставляя авто с ДВС в качестве транспорта для дальних поездок или просто «на всякий случай».
Ну и главное в том, что городская инфраструктура и поведение людей (речь о владельцах электромобилей) в этом случае будет так или иначе меняться. Скорей, по мнению специалистов, в такую вот сторону.
Нужен ток
Конечно, наиболее очевидная проблема роста числа электромобилей — производство энергии.
Парадокс в том, что необходимость перехода на электродвигатели в максимально «попсовом» объяснении связана с борьбой за экологию. Но пока электромобили будут работать на энергии, получаемой за счёт сжигания ископаемых ресурсов, рост их числа означает исключительно ухудшения этой самой экологии.
Просто источником «вредного дыма» станут в большей мере не выхлопные трубы автомобилей, а трубы местных ТЭЦ. Ну и заодно все вредные выбросы от «новых производств» — главным образом, аккумуляторов.
С батареями — отдельная статья для переживаний. Тут главной проблемой считается их жизненный цикл, поскольку их производство требует извлечения и обработки металлов (лития, алюминия, меди и пр.), что — вот ведь как! — требует дополнительной энергии и вредит экологии!
Переработка и утилизация аккумуляторов также подразумевают значительные логистические и экологические проблемы. Тут аналитики говорят что-то вроде «ну что-нибудь придумаем», подразумевая, что технологический прогресс не стоит на месте, а политики знают, что делают.
Так что проблема в итоге упирается и в политику тоже. Поскольку только власти, вложившие в раскрутку электромобилей кучу ресурсов (денег, пропаганды и пр.), могут решить проблемы, которые из-за этого возникли.
Пока же есть только одна идея, как решать проблемы выработки электричества без угля и газа — развитие возобновляемых источников энергии, то есть солнечной и ветровой. И вот тут мы возвращаемся к тому, с чего начинали — к земле. Некоторые специалисты отмечают, что в тех же США практически не говорят (и не учитывают) потенциальное влияние электромобилей на использование территорий.
Что с землёй?
А вывод у специалистов такой. Неминуемо увеличатся размеры городов из-за расширения районов с низкой плотностью населения, особенно в Северной Америке. При этом это не будет «загород», вся городская инфраструктура будет разрастаться вместе с городами.
Последнее может потребовать потенциально огромных участков земли для размещения солнечных и ветряных электростанций (от ископаемого топлива же в этом контексте решено отказаться). То есть расширился город — строятся новые электростанции, тянутся новые провода, появляются новые зарядные станции для электромобилей…
Та же низкая скорость зарядки электромобилей, по мнению аналитиков (и мало кто верит, что технологически тут что-то изменится в обозримом будущем), приведёт к необходимости строить зарядные станции в очень большом количестве.
А это, в свою очередь, может сделать данные городские районы более привлекательными «из-за их большей совместимости с электромобилями». Соответственно, люди начнут переезжать из центральных районов на такие вот окраины, где при этом будет требоваться гораздо больше электроэнергии (кроме зарядок для машин это ещё и освещение, отопление больших по площади домов и пр.)
Всё это может быть даже и хорошо (как минимум, решаемо) для тех мест, где такая возможность вообще есть (вроде упомянутой Северной Америки), но плохо для тех мест, где мегаполисам особо некуда расти (в большей мере это касается Европы).
Казалось бы решение простое - просто перестать искусственно продвигать электромобили, оставив ситуацию хотя в том виде, в котором она сложилась сейчас. Но такой вариант, похоже, пока не рассматривается. А как будет на самом деле - покажет время.
А что у нас?
К России эти проблемы пока можно разве что «притянуть за уши», но если что — ситуация будет аналогичной. Впрочем, можно посмотреть на это и иначе. Например, популярность электромобилей может напрямую повлиять на демографию в стране.
Как? Помните, недавно все писали о том, что массовый переезд из городов в деревни поможет повысить рождаемость в стране?
Эту мысль озвучили аж в экономико-математическом институте РАН, где логично заявили, что для того, чтобы рожать, нужны деньги и большое по размеру жильё. Ну и нормальная инфраструктура вокруг.
А, как видим, американские учёные считают, что именно к этому может привести тотальное распространение электромобилей.