Несмотря на то, что именно США считаются идеологическим локомотивом «зелёной повесточки», в том числе активным пропагандистом перехода на электромобили, в самих Штатах любят ссылаться в этом вопросе на опыт Норвегии. Эта северная страна стала примером удачного внедрения «электричек», но и американская пресса и здесь уже обнаружила проблемы.
Модель Норвегии
«Модель Норвегии» заключается в том, что власти страны ввели субсидии для электромобилей, их продажи резко возросли, и «зелёный» транспорт стал практически доминировать на дорогах. В США (как и во многих других странах) на внутреннем рынке поступают точно также, но есть свои «но», как говорится.
«Реальность не так проста, — пишет издание Business Insider. — А проблемы Норвегии не сулят ничего хорошего для продвижения электромобилей в Америке».
И вывод там в конце простой: Норвегия показывает, что если политики США будут придерживаться нынешней модели перехода на электромобили, то будет плохо.
Норвегия начала вводить стимулы для перехода на электромобили ещё в 1990-х годах — и тогда это выглядело реально прогрессивно, но все понимали, мол, небольшая страна, свои особенности, сравнительно маленькие расстояния и много бюджетных денег. В общем, «повесточкой» и не пахло, больше было похоже на «в каждой избушке свои погремушки».
Когда в 2010-х годах технология электромобилей действительно стала популярной, то и грохот «погремушек» стал сильней. Водители электромобилей получили такие льготы, как бесплатная парковка, разрешение на движение по полосам для автобусов, вполне полноценное освобождение от налогов и сборов.
Кроме возможности получить преференции на дороге и экономию в деньгах норвежцам активно рассказывали, как они спасают, переходя на использование электромобилей, свою страну от экологических проблем. Честно говоря, и тут им предъявить нечего — производство «электричек» происходит не в Норвегии, утилизация, думаем, тоже. А вредных выхлопов вроде как меньше…
Прошло время…
К концу 2021-го года власти Норвегии отчитались о том, что более 80% купленных норвежцами автомобилей — это электромобили. Ситуация на дорогах, казалось бы, тоже должна измениться, но оказалось, что это не так. И это первый «звоночек», на который обращают внимание американские журналисты.
Хотя объём продаж новых автомобилей высок, данные Статистического управления Норвегии показывают, что общая доля электромобилей на норвежских дорогах в 2022-м году составила лишь около 20%.
Как минимум, пишет пресса, Норвегии «предстоит пройти долгий путь» до полного перехода на использование электромобилей. Как максимум, читаем мы, этого никогда не случится.
Не очень хорошо, согласно оценке экспертов, ситуация складывается и с экологической точки зрения. Цитируем: «Даже несмотря на этот сдвиг, Норвегия не находится на пути к достижению своих целей по сокращению выбросов к 2030 году».
Тут ещё интересней. На самом деле выбросы от легковых автомобилей снизились, однако, это сокращение нивелируется увеличением выбросов от грузовиков. Но это так, небольшой штрих.
Настоящая проблема в другом. Сейчас у людей в Норвегии больше автомобилей, чем было когда-либо — покупая «электрички» ради тех самых льгот, норвежцы не спешат отказываться от обычных автомобилей с ДВС. Доходы позволяют, так сказать…
Это не присказка — согласно статистике, в Норвегии (как, опять же, и в США, и в других странах) покупатели электромобилей в Норвегии относятся к группам с более высокими доходами. А чтобы добиться всех заявленных целей (хотя бы в вопросе «защиты экологии»), нужно не увеличивать количество электрокаров, а уменьшать количество автомобилей вообще.
Чужие грабли
Норвежский подход, как обнаружили для себя ориентировавшиеся на них американцы, имеет и ряд других непредвиденных последствий. К примеру, снижение доходов от налога на бензин спровоцировало разговоры о необходимости повышения платы за проезд по дорогам — чтобы компенсировать разницу.
Говорят, в Норвегии есть даже целая политическая партия (или движение, не будем сейчас вдаваться в подробности), выступающая за отмену платы за проезд.
В общем, Норвегия добилась больших успехов в привлечении покупателей к электромобилям, но оказалось, что это мало что решает. Успешность политики перехода на электромобили принято определять скоростью, с которой люди покупают новые автомобили — но оказалось, что это ерунда, ни о чём по сути не говорящая.
Напомним, в США сейчас всё громче говорят об окончании EV-эйфории — и эта тема важна, поскольку связана с политикой и предстоящими выборами президента страны. Все эти публикации, конечно, вода на мельницу одного из кандидатов, но для нас важна фактура и определённый сдвиг в отношении к этому вопросу.
Даже если агрессивное внедрение электромобилей продолжится, потребуется много времени, чтобы предъявить какие-то видимые успехи — в том числе с точки зрения какого-то заметного эффекта в защите экологии.
Вывод делается такой: успех Норвегии в «узкой области» активной продажи электромобилей своему населению — это не то, чему стоит подражать.
А уже за этим выводом кроются и конкретные решения — не стоит выделять огромное количество субсидий автопроизводителям, не стоит тратить деньги на создание зарядных станций, да и на информационную поддержку денег тоже может не оказаться.