С сегодняшнего дня в России изменились правила ввоза новых автомобилей «параллельными путями», а, точнее говоря, без уплаты ряда платежей. Специалисты считают, что цены на новые автомобили, ввезённые в страну данным способом, вырастут на 20−25%.

Таможня авто

До 1 апреля 2024 года была возможность ввозить новые автомобили из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с оформлением на физлиц без уплаты тех самых дополнительных платежей. Указывается, что это утилизационный сбор и разница между размерами таможенной пошлиной реальной стоимости автомобиля и той, которая была указана в декларации.

На самом деле утильсбор изначально — не самая большая статья расходов, в «лидерах» — НДС, акциз и таможенная пошлина. Но в итоге решено всю разницу для удобства подсчёта вписать в одну графу.

Но если НДС и пошлину платить в другой стране ЕАЭС, то получается порой очень выгодно. Плюсы в том, что там ниже НДС, а оценочная стоимость, на основе которой считается сумма таможенного сбора, спокойно занижалась.

Автомобили ввозились через такие страны, как Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Армения — теперь страна, откуда везутся авто, не имеет значения, платить придётся одинаково. Впрочем, изменения в законе уже назвали «блокировкой киргизского транзита».

Сейчас в СМИ можно нередко встретить формулировку, что это была «дыра в законодательстве», которую власти решили прикрыть. Это, конечно, так, но с определённой уверенностью можно сказать, что свою роль в насыщении рынка эта «дыра» сыграла.

Таможенные сборы авто

Как мы знаем, пандемия, а потом и санкции заставили уйти с российского рынка ряд производителей — даже тех, у кого была налажена локальная сборка.

И первое время именно «параллельный импорт» на описанных выше условиях позволил избежать тотального дефицита автомобилей в продаже.

Однако к сегодняшнему дню структура рынка поменялась, многие китайские бренды вполне официально заняли те ниши, которые остались было пустыми. Поэтому по сути необходимости в таких мерах уже нет и «дыру» можно закрыть. Для автолюбителей, конечно, это потеря, но это игра в пользу официальных дилеров китайских брендов.

Потеря для простых автолюбителей будет заключаться, конечно, в значительном росте цен на новые заграничные авто. Так что если смотреть с этого ракурса, то очевидна выгода и для российских производителей, в том числе тех, кто занимается локальной сборкой иномарок.

Но больше всего, пожалуй, новые правила пугают тех, кто уже успел воспользоваться «коридором» — эксперты и пресса упорно говорят, что о том, что стоит ждать доначисления платежей тем, кто уже приобрёл такой автомобиль. Готовим деньги.