Благодаря увеличению поставок в Россию, Китай стал мировым лидером по экспорту автомобилей, обогнав Японию, которое долго время считалась лидером этого условного рейтинга. Япония, как мы понимаем, перестала быть лидером «благодаря» тому, что сократила поставки автомобилей на российский рынок.
Такие выводы можно сделать по предварительным данным, опубликованным Китайской ассоциацией автопроизводителей. За 11 месяцев Япония отправила за рубеж 3,99 миллиона автомобилей, ожидается, что к концу года этот объём достигнет 4,3 миллиона единиц.
В то же время, китайские автомобильные экспорты за 11 месяцев составили 4,41 миллиона единиц (увеличение на 58,4% по сравнению с январем-ноябрем 2022 года). Это означает, что Китай обойдет Японию и станет лидером в глобальном рейтинге автоэкспортёров.
Эксперты связывают такой исход с ситуацией на российском авторынке и действиями обеих стран в отношении поставок в Россию. С одной стороны, Япония снизила экспорт автомобилей и запчастей в Россию в рамках объявленных санкций. С другой стороны, китайские автопроизводители активно использовали возможности для бизнеса, увеличивая поставки в Россию и стремясь укрепить своё присутствие на российском рынке.
Отметим, что в России уже продается около 60 марок китайских автомобилей, включая 19 новых брендов, которые появились на рынке в 2023 году. Скажем, в октябре уходящего 2023 года в Россию было ввезено рекордное количество автомобилей — почти все они из Китая.