В различных странах Европы (лет 10 назад), а также в Корее и Китае (лет 5 назад) появились специальные парковочные места, предназначенные исключительно для женщин. Эта инициатива вызвала тогда широкий резонанс, высказывались различные мнения. Впрочем, тема сошла на нет — кажется, сейчас есть проблемы и посерьёзней.
А тогда данное решение было предложено с целью обеспечить большую безопасность и удобство для женщин при парковке автомобилей. Интересно, что по мнению сторонников таких парковок, они способствовали предотвращению преступлений, в первую очередь нападений и изнасилований.
Дело в том, что эти специальные парковочные места для женщин стали делать в более освещённых местах, поближе к общественным местам. Например, если речь шла о парковках возле торговых центров, то поближе ко входу в сам ТЦ. Плюс под женские парковки выделялась определённая площадь, где мужчинам как бы нечего делать — предполагается, что это тоже делало пребывание там женщин безопасней.
Па крайней мере такие объяснения были актуальными в европейских странах, скажем, в Германии, где так называемые frauenpark platz стали предметом споров и даже высмеивания. Шутки были вроде таких: «Что может занять 12 парковочных мест? Ответ — 6 женщин-водителей». Ну и про туалеты, куда девушки всегда ходят вдвоём: «Паркуются они так же».
Критика звучала как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Легко догадаться, в чём была разница в их критике. Основным тезисом со стороны феминистически настроенных критиков была… защита мужчин.
То есть та простая мысль, что создание отдельных парковочных мест для женщин нарушает принцип равенства и усиливает гендерные стереотипы, а фокусировка на безопасности женщин может привести к «исключению мужчин из дискуссий о безопасности».
Более прагматически настроенные стороны дискуссии видели в специальных парковочных местах для женщин попытку улучшить ситуацию с безопасностью движения. Ну то есть признавали, что женщины паркуются хуже, поэтому места им нужно больше — чтоб и самим встать, и других не задеть.
Так или иначе, сейчас в Европе этот вопрос даже не обсуждается — женские парковки так и не получили официального статуса, так что сейчас их наличие зависит исключительно от владельцев тех же ТЦ, жилых комплексов
А вот в Китае и Корее такие парковочные места появились позже, первые новости о них относятся примерно к 2018 году — и, конечно, в прессе обсуждались примерно те же вопросы. Но как раз в этих странах в массе своей инициатива с женскими парковками получила положительную реакцию (в то время как в других странах возникли дебаты и противоречивые мнения).
Специальные парковочные места для женщин в том же Китае являются отражением общественного диалога о равенстве и безопасности. Ну то есть принято считать, что увеличенное парковочное место рядом с такими же чисто женскими местами уравнивает женщину в вопросе безопасности с мужчинами, которые паркуются на «обычных» местах.
Насколько можно понять, массовым (и тем более обязательным) такое разделение парковочных мест в этих странах тоже не стало. Плюс 80 сантиметров и правда позволяют женщинам парковаться с меньшими потерями — в тот же Китае статистика показывала, что чаще всего мелкие ДТП женщины устраивают именно при парковке.
Впрочем, оправдание необходимости выделить «доплощадь» для женщин — не только забота о целостности автомобилей. В Южной Корее вполне открыто объясняли такое решение желанием «избавить женщин от необходимости идти слишком далеко на высоких каблуках». Но тут, видимо, в большей мере объясняется размещение парковок поближе ко входам в ТЦ.
Из совсем прагматичных объяснений можно выделить одно — про детские коляски, которые женщины ставят сбоку от машины, а не позади, чем уменьшают риск того, что коляска будет сбита другим автомобилем.
В этом, конечно, тоже можно усмотреть нечто обидное — на сей раз для мужчин, которые точно также передвигаются со своими детьми и так же сажают их в коляску. Но этот вопрос как-то не особо поднимался.
Кстати, в Корее и Китае все «женские парковки» выкрашены в розовый цвет — там это тоже никого не обижает. В России пошли по «китайскому пути» — одна из первых в России парковок для женщин появилась рядом с казанским ЦУМом в 2020 году и получила именно розовый цвет (даже розовый знак P). Тогда СМИ писали, что в ГИБДД владельцам этого торгового центра предписали вернуть обычную разметку — что и было сделано.
Женская парковка в Казани, Россия
Впрочем, о необходимости какой-то особой безопасности (в плане ограблений и тем более изнасилований) в этом случае говорить не приходилось, так что особого резонанса ситуация не вызвала. А более громких случаев с появлением «женских парковок» в России вроде бы и не было.