С 1 октября 2023 года в России будут введены ограничения на параллельный импорт автомобилей. Эти изменения затронут только бренды, которые остаются на российском рынке и продолжают официально импортировать свои машины. Автомобили брендов, покинувших Россию, всё ещё можно будет поставлять через каналы параллельного импорта до 1 февраля 2024 года.
Это нововведение касается процесса таможенного оформления с получением Заключений о безопасности единичных транспортных средств (ЗОЕТС), для которого не требуется разрешение правообладателя. Эта схема была введена в марте 2022 года, чтобы избежать дефицита автомобилей и запчастей на рынке после ухода многих автоконцернов из России.
Некоторые участники рынка считают, что параллельные поставки автомобилей китайских брендов, которые также импортируются официально, могут оказаться под угрозой. Это касается премиальных моделей, таких как Voyah Free, Hongqi E-HS9 или Geely Monjaro. Из-за изменения условий сертификации некоторые марки могут вообще прекратить поставки в Россию.
Согласно данным «Автостата», в августе в Россию было ввезено 71,7 тыс. новых легковых автомобилей — по сравнению с 80,3 тыс. в июле. Это связано с повышением ставок утилизационного сбора на автомобили, которое вступило в силу 1 августа — импортёры пытались доставить как можно больше машин до этой даты.
Всего же за первые восемь месяцев 2023 года в Россию было завезено 379,2 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Возможно, из-за новых правил эти показатели будут снижаться.