Как известно, с конца февраля — начала марта нынешнего года на автомобильном рынке нашей страны начала складываться едва ли не катастрофическая ситуация. Постепенно с него ушли все европейские, японские и американские фирмы, а отечественные автопроизводители, можно сказать, впали в ступор из-за прекращения поставок нужных им комплектующих зарубежного производства.
Поэтому ещё в начале мая российские власти разрешили ввозить в нашу страну иномарки, пользуясь схемой так называемого параллельного или «серого» импорта.
Положение на авторынке начало понемногу улучшаться — российские дилеры нашли зарубежных поставщиков, согласных сотрудничать с ними, после чего в нашей стране появилось довольно много иномарок, причём, даже таких, что официально здесь никогда не продавались.
Сегодня мы попробуем разобраться в плюсах и минусах параллельного импорта, причём, актуальных не только для покупателей, но и для продавцов машин, приехавших в Россию «серыми» дорогами.
Начнём с дилеров, для которых параллельный импорт — безусловное благо. Если до февральских событий на территории России насчитывалось примерно 3 000 автосалонов, то, после введения санкций и связанного с ними прекращения поставок новых иномарок, к настоящему времени закрылось уже 160 дилерских центров.
И на этой цифре процесс не остановится: скорее всего, выживут только крупные дилерские сети, работающие в нашей стране — именно благодаря поступлениям новых машин по схеме параллельного импорта, а также переходу к сотрудничеству с фирмами из Поднебесной.
Одним словом, автодилеры вполне могут выкрутиться. А вот таксопаркам и каршеринговым фирмам сейчас приходится гораздо сложнее. Дело в том, что до кризиса они легально покупали автомобили у официальных дилеров тех или иных фирм (то есть, у юридических лиц).
Теперь же из-за санкций приобретение машин у юридических лиц стало невозможным. Впрочем, некоторые дилеры учли это и уже приняли меры — например, один из них начал приём предварительных заказов на весьма необычный электрический компакт-вэн FAW Bestune NAT, предназначенный именно для такси и каршеринга.
Надо отметить, что об этом же подумали и на липецком заводе «Моторинвест». Его первенец — электрический седан Evolute i-PRO (копия одной из бюджетных моделей Dongfenga’а) также вполне годится для корпоративных покупателей, но, разумеется только там, где развита необходимая для эксплуатации «зелёных» машин инфраструктура.
Теперь рассмотрим, чем покупка иномарок, ввезённых по схеме параллельного импорта, может обернуться для обычных российских автомобилистов.
Первое, на что следует обратить внимание — цены на такие машины: зачастую они в несколько раз выше стоимости, по которой они продаются на домашних рынках.
Почему ценники на ввезённые «по-серому» иномарки столь «увесистые»? В стоимость таких машин входят транспортные расходы, таможенные пошлины, дилерские наценки, а также гарантии, которые дают продавцы — фирменные-то на автомобили, попавшие в нашу страну «параллельными» путями, не распространяются.
Дилерские же гарантии, как правило, по сравнению с заводскими усечены примерно на треть или четверть — в основном они распространяются на срок в 2 года или на пробег в 70 000 — 75 000 км в зависимости от того, что наступит раньше.
Впрочем, это — не повод для беспокойства: многие российские автомобилисты по окончании гарантийного срока перестают обслуживать свои машины у официальных дилеров, выбирая независимые автосервисы, где стоимость ТО, как правило, существенно ниже.
А вот качество обслуживания в «гаражных» автосервисах бывает очень разное. Но сейчас в них работает немало хороших специалистов, разбирающихся в различных моделях той или иной заграничной марки — остаётся только найти такие сервисы, что не так уж и сложно.
Кстати, некоторые российские автоэксперты, например, вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр, считают, что при обслуживании ввезённых «по-серому» машин могут возникнуть сложности с подбором расходников и запчастей.
Как справедливо отметил Ян Хайцеэр, если купленный автомобиль не был официально представлен в России, то по его VIN-номеру, который предназначен для другого государства, трудно правильно подобрать комплектующие, необходимые для обслуживания или ремонта.
Да, такая проблема имеет место быть, но она характерна, в первую очередь, для мелких дилерских салонов. Если покупать машину в автосалоне, входящем в развитую дилерскую сеть, подобных затруднений возникать не должно.
Как правило, в таких дилерских центрах работают опытные менеджеры: они прекрасно знают, из какой страны ввезён автомобиль (а версии той или иной модели, предназначенные для разных государств, зачастую весьма отличаются друг от друга), поэтому, могут быстро подобрать всё, что нужно именно для его обслуживания.
Правда, при этом расходники и запчасти для иномарок будут существенно дороже тех, что ввозились официально, а их заказ и доставка могут занимать значительно больше времени, чем до кризиса. И этого, к сожалению, избежать не удастся — каким бы прекрасным не был автодилер.
Тем не менее, то, что автомобиль привезли в Россию по схеме параллельного импорта — вовсе не повод отказываться от его приобретения. Во-первых, иномарка есть иномарка — даже самые бюджетные из них по качеству изготовления, безопасности и богатству штатного оснащения наголову превосходят изделия отечественного автопрома: сравним, например, «пустышку» Lada Granta Classic'22 и простенький по зарубежным меркам седан Mitsubishi Attrage.
Ещё один плюс: разнообразие — сейчас можно купить машину, которых в нашей стране раньше просто не было. Причём, это актуально для всех ценовых категорий — от бюджетных азиатских моделей типа Hyundai Bayon, до дорогущих «американцев» наподобие электропикапа GMC Hummer EV.
Кстати об «американцах»: в Китае представлено несколько предназначенных для него новинок от General Motors, носящих марки Buick и Cadillac. Вполне возможно, что они приедут и в Россию (разумеется, «серой» дорогой), поэтому мы в ближайшие несколько дней рассмотрим эти машины повнимательнее.
А сомневаться в том, что они могут появиться в нашей стране, не стоит: если у нас уже продаются 3 модели от Chevrolet — кроссоверы Tracker, Groove и Captiva, то почему их не могут дополнить автомобили других фирм, входящих в состав легендарной заокеанской корпорации?
Кстати, в комментариях на нашем канале в «Дзене» частенько встречается такое мнение: мол, зачем нужны обзоры таких автомобилей, если их в России никто не купит? Один из таких комментариев оказался столь замечателен, что мы решили привести его здесь полностью — разумеется, с сохранением авторских орфографии и пунктуации:
«Зачем нам эти разовые супердорогие вбросы западных авто, кто купит их по таким ценам, или дураков в России нашли, очевидно, надо было не откаты получать, а брать пример с китайцев которые добивались локализации производимых на их территории автомобилей, а теперь пожинают плоды, а мы как и до этого нищие, поднимаем западные компании и местных проходимцев авто диллеров, а сейчас бы, меняли как китайцы внешний облик, своего бы добавляли и другим дурачкам впаривали свои авто да и свой бы рынок был в „Шоколаде“».
Видимо, автор этого опуса, перед погружением в бездну тонкостей автомобильного бизнеса не удосужившийся как следует изучить русский язык (что, согласитесь, намного проще), не дружит с личными местоимениями, поэтому поставим-ка специально для него гиперссылку на них.
Но есть и другой вариант: автор этого комментария почему-то считает, что у всех жителей России абсолютно одинаковые доходы и, соответственно, возможности для покупки автомобилей. Такое мнение, мягко говоря, не соответствует действительности: чтобы понять это, достаточно посмотреть на любую дорогу — особенно, в более-менее крупных городах, а также их окрестностях.
Поэтому дорогие автомобили будут покупать и сейчас — тем более, что те наши граждане, которые имеют для этого деньги, сейчас лишены большинства возможностей потратить их на что-либо другое: к примеру, отдых в Куршевеле или осмотр Версаля, Лувра и Галереи старых мастеров (тут уж кому что нравится) для них сейчас недоступны. Почему бы им не купить новый Cadillac, если есть желание и возможности?
Ещё один момент: все, кто разъезжает по российским «направлениям» — неважно, на Lada Granta Classic'22 или на каком-нибудь из Mercedes-AMG — равноправные (по крайней мере, на бумаге) участники дорожного движения.
Поэтому нам следует удовлетворять любопытство их всех — как тех, кто еле-еле может позволить себе какую-нибудь из «пустышек» Волжского автозавода, так и тех, кто в состоянии без проблем купить «Бентли».
Наконец, поговорим о том, что касается «разовых супердорогих вбросов», по поводу которых негодует автор комментария. Ни один уважающий себя автодилер не будет рисковать зря (тем более, в нынешних условиях), завозя в Россию машины, которые однозначно не будут пользоваться спросом — в том числе, из-за высокой цены.
Как правило, в любом дилерском центре работают маркетологи, которые прекрасно осведомлены о всех изменениях спроса и предложения на российском авторынке.
Кроме того, дилеры вполне могут проводить интернет-опросы своих клиентов или автомобилистов вообще — с целью изучения их предпочтений, которые впоследствии будут учтены при принятии решений о ввозе машин каких-либо марок и моделей.
Но есть и своего рода «разведка боем»: поставки ранее неизвестных в нашей стране автомобилей. Это нужно для того, чтобы определить, приживутся ли они в России. Но, как правило, такие поставки имеют под собой основания — например, в виде тех же интернет-опросов.
В связи с этим хотим обратить внимание наших уважаемых читателей на следующее обстоятельство: почему «серый» импорт автомобилей в Россию был разрешён в начале мая, а более-менее оживлённые поставки по такой схеме начались только сейчас?
Само собой разумеется, что дилерам понадобилось какое-то время для поиска новых поставщиков. Но, за прошедшие с того момента 6 месяцев сотрудники дилерских центров также внимательно изучили все тенденции, появившиеся на автомобильном рынке нашей страны.
Поэтому можно с уверенностью сказать: все иномарки, которые сейчас начали появляться в России, ввезены не в надежде на «авось», а вследствие кропотливой работы маркетологов.
Это также означает, что все проблемы с ввезёнными по схеме параллельного импорта автомобилями, конечно, никуда не денутся, но будут не чрезмерно острыми.
Одним словом, ничего страшного в покупке «серых» машин нет. Нужно просто приобретать их у крупных дилеров, которые работают уже давно и хорошо зарекомендовали себя — они продадут машину со своей гарантией, да и затруднения с техобслуживанием в этом варианте будут сглажены.
Кстати, а какие иномарки сейчас лучше покупать, если к официально продающимся «китайцам», как говорится, «душа не лежит»? Всё просто: нужно искать самые распространённые модели, особенно, продававшиеся в России.
Такой выбор поможет избежать проблем с обслуживанием и ремонтом по окончании срока гарантии: найти расходники и запчасти на массовую модель намного проще, чем на редкую.
Это касается, в том числе, «авторазборов» — там можно будет легко отыскать пусть не новые, но ещё пригодные для использования детали, причём, по относительно гуманным ценам.